252,9K подписчиков

Почему накануне Второй Мировой вся Европа смеялась над Рузвельтом?

8,9K прочитали

Крах политики «умиротворения» к апрелю 1939 года был довольно очевиден, тем удивительнее выглядела последняя попытка призвать Гитлера к мирному решению внешнеполитических вопросов.

Попытка эта была сделана из Вашингтона, в то самое время, когда европейские страны вовсю заключали военно-политические соглашения, оформившие противостоящие в грядущей войне коалиции.

В наше время, когда США являются «во всех бочках затычкой» сложно себе представить политическую удаленность штатов от европейских дел, которая имела место в середине ХХ века. Америка имела вполне конкретные экономические интересы в Европе, но в делах политических обычно играла роль посредника или равноудаленного третейского судьи.

После захвата Германией остатков Чехо-Словакии, и оккупации Албании Италией (7 апреля 1939 года) Рузвельт направил личные послания лидерам Германии и Италии. Послание было оформлено в виде личного письма Гитлеру и копию аналогичного содержания Муссолини.

На всякий случай напоминаем, что нацизм - зло, а на фотографии присутствуют военные преступники и прочие злые люди.
На всякий случай напоминаем, что нацизм - зло, а на фотографии присутствуют военные преступники и прочие злые люди.

Доподлинно известно, что работа над текстом и формулировками послания велась в течение нескольких суток, причем активное участие в ней принимали как глава Белого дома, так и высокопоставленные сотрудники государственного департамента США. Поздно вечером 14 апреля 1939 года послание в окончательной редакции Рузвельта было готово и на следующий день доставлено адресатам, кроме этого текст послания был передан нескольким ведущим газетам для его опубликования. С содержанием письма можно ознакомиться по ссылке: http://www.exordio.com/1939-1945/codex/Documentos/letter_roosevelt_hitler.html

В своем письме президент США указывал на то, что текущая политическая ситуация в Европе может привести к серии войн, или даже к новой мировой войне.

«Необходимо, однако, принять в расчет недавние события. Три европейских государства и одно африканское прекратили свое независимое существование. Значительная часть территории одного государства на Дальнем Востоке занята войсками соседней страны . Продолжают приходить неутешительные сообщения, говорящие о возможности осуществления агрессивных актов в отношении других, пока еще независимых государств. Очевидно, что мир движется к тому моменту, когда эта ситуация выльется в катастрофу, если не будет найден разумный путь разрешения противоречий. Многократно заявлялось, что Вы и немецкий народ не желаете войны. Если это так, то и не должно быть никакой войны. Мне ясно, что все международные проблемы могут быть решены за столом переговоров»

Суть предложений Рузвельта, направленных на сохранения мира заключалась в следующем: во первых, по его мнению лидеры Германии и Италии должны были дать гарантию того, что вооруженные силы этих стран не подвергнут атаке или вторжению следующие 23 государства: Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву, Швецию, Норвегию, Данию, Нидерланды, Бельгию, Великобританию, Ирландию, Францию, Португалию, Испанию, Швейцарию, Лихтенштейн, Люксембург, Польшу, Венгрию, Румынию, Югославию, Россию, Болгарию, Грецию, Турцию, Ирак, Аравию, Сирию, Палестину, Египет и Иран. Гарантию следовало дать сроком на 10 или 25 лет. В свою очередь вышеуказанные страны должны были дать аналогичную гарантию Германии и Италии. После этого, по мнению Рузвельта, следовало за столом переговоров в очередной раз попробовать разрешить проблему гонки вооружений европейских стран и сопутствующего этой гонке экономического напряжения, и решить вопрос об организации свободной мировой торговли, в которой, к слову говоря именно США были крайне заинтересованы.

Атмосфера мира не может существовать, когда переговоры омрачаются угрозой применения силы или страхом войны. Я надеюсь, что Вы не воспримете превратно дух искренности, с которым я отправляю свое послание. В этот час главы великих государств в прямом смысле несут ответственность за судьбу человечества в грядущие годы. Они не могут не услышать мольбы народов о защите от предвидимого ими хаоса войны. Я надеюсь, что Ваш ответ позволит человечеству утратить страх и вновь обрести безопасность на многие годы вперед.

Поначалу адресаты письма весьма скептически (если это можно так назвать) отнеслись к письму президента США. Один из ближайших соратников Гитлера, министр авиации Г. Геринг, ознакомившись с текстом послания, заявил, что у президента США «началось расстройство мозга», а министр иностранных дел Германии И. Риббентроп резюмировал, что «это был в психологическом плане наихудший шаг, который только можно было предпринять в отношении нашей страны; любой прохожий на улице ответит без всяких колебаний, что Рузвельт захотел повторить старый трюк Вильсона насчет 14 пунктов». Лидер фашистской Италии Б. Муссолини упомянул, что «забавные призывы и мессианские послания Рузвельта» не производят никакого впечатления, призыв же к воздержанию от агрессивных действий на 10 лет дуче назвал «абсурдом». Что касается Гитлера, то он, сразу по прочтении телеграммы, назвал американского лидера «сумасшедшим слабоумцем» и решил не отвечать «этому презренному человеку», но, после ряда консультаций, решил в характерном для себя публичном стиле дать достойную отповедь.

Понятное дело, что фюрер в последнюю очередь преследовал цель «потроллить» США, основной идеей публичного выступления было в очередной раз продекларировать намерения Германии, воспользовавшись вниманием, которое привлекло послание президента США — весь авторитет штатов работал на популяризацию немецкого ответа. Надо отметить, что успеху ответного выступления Гитлера во многом способствовала «рукожопость» граждан, которые готовили материалы для письма Рузвельта.

28 апреля 1939 года Гитлер выступил перед Рейхстагом, с речью, в которой был заключен его ответ Рузвельту. Несмотря на то, что в принципе речь была заготовлена для немецкой аудитории, ее в прямом эфире транслировали сотни радиостанций по всему миру, в том числе и в Соединенных Штатах. Текст речи, переведенный на английский язык был разослан в тысячах экземпляров для опубликования в газетах.

Свою речь Гитлер начал с привычного тезиса в о несправедливости Версальского договора, о лишениях, которые вследствие его условий вынуждены испытывать немцы, которых лишили естественного права ощущать себя единым народом. Отталкиваясь от этого тезиса, он оправдывал территориальные и политические изменения, произошедшие в Европе естественными потребностями Германии, заключавшегося в восстановлении границ и возвращении соотечественников в пределы родного государства.

Гитлер обвинил Англию, в том что она как на неофициальном, так и на официальном уровне, придерживается взглядов, заключающихся в том, что Германии следует препятствовать всеми средствами, и реализует эти воззрения, проводя “политику окружения”. Одним из элементов этой политики Гитлер назвал гарантии, выданные полякам 31 марта 1939 года. Он использовал их для обоснования одностороннего расторжения пакта о ненападении, заявив что условия союза Англии и Польши могут вовлечь Польшу в войну с Германией. «В свете данных событий Германия более не является связанной с Польшей никакими обязательствами. Какой толк может быть от заключенного пакта, если одна из сторон уклоняется от его исполнения?». Следом Гитлер заявил о разрыве соглашения 1935 с Великобританией, ограничивающего тоннаж ВМС Германии. Таким образом, Германия в одностороннем порядке денонсировала два официальных международных договора.

Касаясь вопроса Польского коридора Гитлер заявил: «Все сообщения о том, что Германия собирается напасть на Польшу, являются гнусной выдумкой зарубежной прессы». (сегодня мы знаем, что это заявление Гитлера было абсолютно ложным). Он впервые публично озвучил требования, выставленные Польше и заявил, что они являлись «уникальным примером компромисса», однако были отвергнуты поляками.

После общих слов о международном положении, Гитлер перешел непосредственно к ответам на послание Рузвельта, построив их в форме «вопрос-ответ», используя при этом все возможности выставления президента США в смешном свете.

Зачитав тезис Рузвельта о том, что миллионы людей живут, испытывая постоянный страх в ожидании новых вооруженных столкновений, Гитлер упомянул, что после подписания Версальского договора произошло 14 войн, ни в одной из которых Германия не принимала участия, а государства Западного полушария, напротив, принимали. Сами же США в это время осуществили 26 «кровавых и насильственных интервенций», к которым Германия также не имела ни малейшего отношения.

Затем, говоря о тяжелых последствиях крупной войны, Гитлер заявил, что народ Германии лучше чем кто либо знает о них, благодаря унизительным условиям Версаля.

Далее он оспорил тезис Рузвельта, о том, что лишь самозащита может быть оправданием для применения оружия, задав вопрос — о причинах участия США в ПМВ.

Вряд ли можно сомневаться, например, что вступление Америки в Великую войну (Первая мировая война) не был случаем неоспоримой защиты Родины. Исследовательский комитет, созданный самим президентом Рузвельтом, изучил причины вступления Америки в Великую войну и пришел к выводу, что запись происходила главным образом по причинам, которые были исключительно капиталистическими. Тем не менее из этого факта не было сделано никаких практических выводов.
Будем надеяться, что по крайней мере Соединенные Штаты в будущем будут действовать в соответствии с этим благородным принципом и не будут вступать в войну против любой страны, кроме как в случае неоспоримой защиты дома.

Комментируя тезис Рузвельта об исчезновении «трех стран в Европе и одной в Африке» Гитлер отметил, что он не знает, о каких странах идет речь, поскольку изменения в Европе являются возвратом германских провинций, а в Африке:

«Речь идет не о том, чтобы одна нация в Африке потеряла свою свободу. Напротив, практически все первоначальные жители этого континента потеряли свою свободу, будучи подвергнуты суверенитету других народов кровопролитием и силой. Марокканцы, берберы, арабы, негры и все остальные стали жертвами мечей иностранной мощи, которые, однако, не были отмечены «Сделано в Германии», а «Сделаны демократиями».

Гитлер поставил под сомнение тезис Рузвельта о том, что все политические вопросы могут быть решены за столом переговоров, аппелировав к истории США.

Я был бы счастлив, если бы эти проблемы действительно могли решиться за столом переговоров. Скептицизм мой основан на том, что Америка сама продемонстрировала свое неверие в действенность конференций. Величайшая конференция всех времен - Лига Наций ... представляющая все народы мира, была создана по желанию американского президента, однако первым государством, которое вышло из этой организации, были Соединенные Штаты... Я последовал примеру Америки только после долгих лет бесполезного членства... Свобода Северной Америки была завоевана не за столом переговоров, не там решался конфликт между Севером и Югом. Я уже не говорю о многочисленных сражениях, предшествовавших полному покорению Североамериканского континента. Я упомянул обо всем этом здесь только для того, мистер Рузвельт, чтобы показать, что ваши взгляды, безусловно заслуживающие уважения, не подтверждаются примерами ни из истории вашей собственной страны, ни из истории остального мира".

Гитлер высказал сомнение в том, что политические проблемы можно решить международными конференциями, в очередной раз упомянув о несправедливостях Версаля, и заверив что Германия, памятуя об унижении будет сопротивляться несправедливым решением. Кроме этого он выразил удивление тем фактом, что США, призывая выполнять решения Лиги Наций сами не вступили в эту организацию.

Наконец Гитлер дошел до просьбы президента США дать гарантии ненападения на 31 государство.

«Наконец, г-н Рузвельт просит дать ему заверения в том, что немецкие вооруженные силы не будут атаковать и, прежде всего, не вторгаться в территорию или владения следующих независимых государств. Затем он называет те, на которые он ссылается: Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Норвегия, Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Великобритания, Ирландия, Франция, Португалия, Испания, Швейцария, Лихтенштейн, Люксембург, Польша, Венгрия , Румынии, Югославии, России, Болгарии, Турции, Ирака, Аравии, Сирии, Палестины, Египта и Ирана.
Сначала я постарался выяснить у упомянутых государств, во-вторых, был ли запрос американского президента сделан по их просьбе или по крайней мере с их согласия. Ответ был во всех случаях отрицательным, в некоторых случаях категорически. Правда, от некоторых государств, перечисленных в списке, я не мог получить ответа на свои вопросы, потому что в настоящее время они, как, например, Сирия, не являются свободными, а оккупированы и, следовательно, лишены прав армиями демократических государств.
Кроме того, все государства, граничащие с Германией, получили с ее стороны обязательства более четкие чем те, о которых просит меня мистер Рузвельт в своей курьезной телеграмме.»

Гитлер отметил, что кроме Сирии в послании Рузвельта упомянуты Ирландия и Палестина, каковые прямо сейчас подвергаются притеснениям и агрессии со стороны Великобритании.

В конце концов Гитлер торжественно заверил Рузвельта в том, что Германия готова дать гарантии о ненападении непосредственно США.

Я не хотел бы упускать возможности дать помимо всего прочего президенту Соединенных Штатов заверения по поводу территорий, которые в конечном счете должны волновать его больше всего, - я имею в виду сами Соединенные Штаты и другие государства Американского континента.
Я клятвенно заявляю, что любые бытующие сейчас утверждения, так или иначе связанные с нападением Германии на Америку или вторжением Германии на ее территорию, являются чудовищной ложью. Я уже не говорю о том, что такие утверждения могут быть плодом больного воображения, если взглянуть на них с военной точки зрения.

Касаясь вопросов разоружения, Гитлер привел данные о том, какие вооружения были потеряны Германией по решениям Версаля, в отличие от других государств, и представил вооружение своей страны исключительно как восстановление паритета с другими странами.

Коснувшись предложения Рузвельта по снятию ограничений в мировой торговле, Гитлер подчеркнул, что Соединенным Штатам в этом плане следовало бы начинать с самих себя – с изменения собственной экономической политики, проводимой по отношению к другим государствам, с отмены соответствующих барьеров и препятствий.

В заключительной части своей речи Гитлер заострил внимание на том, что за время своего правления он преодолел хаос в Германии, восстановил порядок, увеличил производство во всех отраслях промышленности, ликвидировал безработицу, объединил немецкий народ политически и морально, «уничтожил, страницу за страницей, договор, все 448 статей которого содержали величайшие притеснения, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться человеку», вернул в состав государства провинции, потерянные в 1919 году, возвратил на родину миллионы соотечественников, которые были от нее оторваны и жили в нищете, восстановил единство немецких территорий . При этом было упомянуто, что перечисленные действия были осуществлены мирным путем. Речь Гитлера завершалась словами о том, что он готов «служить тому, в чем мы все заинтересованы» – справедливости, процветанию, прогрессу и миру всего человечества.

Реакция в Германии на «ответ Рузвельту» была, безусловно восторженной. Гитлер сумел «высмеять» Рузвельта и его инициативы блестяще воспользовавшись изъянами в логике послания (Привет подготовившим текст троечникам) и в очередной раз публично донести до мира идею о том, что все действия Германии направлены на ликвидацию последствий Версальского договора.

Послание Рузвельта можно считать последней публичной попыткой предотвратить войну в Европе.

Автор - Алексей Котов

Вторая мировая война, объективный взгляд