Эта статья для меня особая, так как в ней я излагаю свои идеи, а не сухую статистику. Но я решил изредка отходить от генеральной линии, например сейчас.
Я являюсь абсолютным сторонником создания города Спутник, так как давно считаю, что необходимы активные федеральные действия по привлечению населения именно в эту конкретную точку на карте – агломерацию Владивостока.
Понять необходимость этих мер, в принципе, не сложно. Но для этого надо со здравым смыслом осознать направление и смысл внутренней миграционной ситуации в России, и то, как на неё влияет современная экономика. Это я попытаюсь здесь объяснить максимально кратко и лаконично.
Для начала, вот как на карте (которую я составлял для одной из предыдущих статей) выглядит современная система миграционного обмена населением между регионами РФ (учтены только внутренние мигранты):
На этой карте (а так же других в галерее) сразу обращают на себя внимание следующие три важнейших процесса:
- Население стремится к уплотнению в мегаполисах и их пригородах. И это явление глобально. Точнее, в развитых странах иногда происходит некий отток из крупных городов, но эти отъезжающие уезжают в пригороды этих крупных городов, а не в далёкие леса.
- Другая значительная часть внутренних мигрантов стремится в регионы с минимум зимы и наличием моря (то есть в Краснодарский край, Крым, и Калининградскую область).
- И при этом, мигранты едут в западном направлении. Точнее, за Уралом можно найти несколько регионов с положительным миграционным сальдо, однако к ним едут мигранты из ихней же Сибири, о чём хорошо свидетельствует эта картинка из книги «Население России 2013»:
В первую очередь предлагаю обратить внимание на три сибирских региона, расположенных внизу этой картинки, а так же на Свердловскую область (Урал). У них очевидное положительное миграционное сальдо (прибывших больше, чем выбывших). Однако преимущество по прибывшим там обеспечено за счёт Сибири, в то время как отъезд производится в два главных мегаполиса и Краснодарский край. То есть когда остальные сибирские регионы достаточно опустеют, то и эти регионы обязательно начнут показывать устойчивое отрицательное сальдо миграции. Таким образом, вся наша территория восточнее Волги устойчиво депопулирует.
Из трёх обозначенных свойств российской внутренней миграции, первые два не являются отрицательными. К ним просто надо адаптироваться. Люди едут туда, где они больше заработают, лучше себя самореализуют, а также где они будут счастливее. Всё это на пользу всему обществу в целом, а что касается пустующих пространств, то в современном мире их достаточно просто охранять при помощи современных техники и средств коммуникации.
Тем не менее, то что пустует всё пространство от Волги на восток – это проблема. С востока нашу огромную территорию должен прикрывать хотя бы один развитый экономический центр. Государство пыталось решить проблему данного оттока населения при помощи «Дальневосточного гектара» (давая бесплатно участки земли, которые итак не востребованы) но миграционных перемен, очевидно, не произошло. Тем не менее, видимо пришло понимание, что в современном мире, главным миграционным центром притяжения является мегаполис и его окрестности. Следовательно, на Дальнем Востоке необходимо стимулировать его создание, выбрав для этого самое удобное место (с точки зрения климата и доступа на мировые рынки). И этим местом очевидно является Владивосток.
Стимулировать появление такого мегаполиса можно прежде всего путём создания на выбранном месте (за счёт остальной страны) максимально привлекательных условий для людей. Прежде всего это налоговые льготы и госинвестиции. Суть этого в том, что пока там нет достаточно крупного мегаполиса, люди будут мигрировать туда благодаря этому государственному стимулированию, ну а потом, когда этот мегаполис появится – миграция туда будет уже происходить без внешнего стимулирования. И тогда страна сможет добиться, что люди, покидая обширные пространства Сибири (что всё равно неизбежно), будут наконец-то ехать не только на запад, но и на восток.
Тут называется первостепенная цель – достичь суммарного миллиона жителей во Владивостоке и в его ближайших пригородах (между которыми люди могут совершать ежедневные поездки на работу). Сейчас такой степенью интеграцией обладают Владивосток и Артём, ну а в будущем к ним и должен присоединиться новый пригород Владивостока – город Спутник, который планируется разместить около ТОР "Надеждинская"
Источник картинки - здесь.
Ближайшей целью планируется довести население города Спутник до 300 тысяч человек, что в сумме с соседними Владивостоком и Артёмом составит более миллиона человек. По причинам описанным мной выше, к этой цели надо идти, однако всё может испортить недостаточность, непоследовательность и нерешительность принимаемых мер. На мой взгляд, если страна хочет, чтобы Владивосток стал значимым центром миграционного притяжения (вместе с Москвой, Санкт-Петербургом и Краснодарским краем), то тут нужны решительные и мощные государственные инвестиции в развитие и облагораживание этих территорий. И особенно важны инвестиции в транспортную инфраструктуру. В частности, нужно вкладываться в линию метро от города Спутник до центра Владивостока. Она станет важным фактором притягивающим население, обеспечив потенциальным жильцам быструю и удобную транспортную связь с Владивостоком. Тем более, пока нет существенной застройки, значительную часть этой линии можно соорудить максимально дешёвым образом в наземном исполнении, как это делается в «Новой Москве», где это метро так же строится для будущих домов:
В общем, вот такое метро необходимо городу Спутник.
Ну а ещё необходимо построить короткую линию ВСМ до границы с Китаем на юге Хасанского района (сам Китай уже давно провёл туда ВСМ со своей стороны). Причём, удобнее всего именно из города Спутник, так как Владивосток расположен на тесном полуострове. Это даст данному городу и его соседям, удобную и быструю связь со многими мегаполисами Китая, что неизбежно станет важным фактором, привлекающим в эту местность инвестиции и население.
Ну а в целом, чтобы люди туда поехали, и достаточно интенсивно, их нужно туда очень активно привлекать. И привлекать их нужно удобствами и перспективами, способными составить конкуренцию как минимум Москве и Санкт-Петербургу. И над этим активно должно работать федеральное руководство и федеральный бюджет.
Рекомендую так же мои близкие по теме статьи "Новые города России за 5 лет..." и "10 самых быстрорастущих городов России".