Ну вот скажите, что может быть лучше, чем финны, поющие о великой матушке России, да ещё и на русском языке? В связи с этим к группе KYPCK всегда было особое отношение в метал-индустрии. Помнится, как первое неизгладимое впечатление на меня произвел их дебютник Черно (2008 г.). И даже не стоит удивляться, что этот альбом так хорошо сделан и смонтирован. Ведь люди, собравшиеся за занавесом KYPCK, уже далеко не новички в этой сфере.
Например, экс-гитарист Sentenced - Сами Лопакка или ударник и продюсер в одном лице - Хийли Хийлесмаа (покинувший KYPCK к этому времени), который известен также своей работой по продюсированию Moonspell, Apocalyptica, The 69 Eyes, Lordi и т.д. В общем, кроме печально известной атомной подводной лодки и «Города воинской славы», существует ещё и обратная сторона медали – финны, играющие doom metal. И не простой, а концептуальный. Чего только стоят одни их видеоклипы, как 1917, Аллея Сталина или Имя на стене.
KYPCK – это обычно миниэкскурс в историю, как правило, в дореволюционный период и немного после. Так что Имена на стене преследует ту же цель - чёрно-белые страницы нашего прошлого, построенные на страшных трагедиях в мире. Присущее их творчеству винтажное оформление, всегда выступало в роли визитной карточки группы. По признанию музыкантов, чем мрачнее история, тем больше она их привлекает. Завершает и без того жуткую атмосферу арт-ворк диска, основанный на фотографиях Петри Лаурелла в Припяти, недалеко от Чернобыльской АЭС.
Современность заинтересовала группу несколько позже, поэтому относительно лирики можно сказать, что «там очень мрачные темы» - как отметили сами музыканты. Потому что осенью 2013 года, когда тексты были написаны, KYPCK были озабочены тем, что происходило в мире.
Столь любимый группой мистический подход к текстам даёт о себе знать. Например, на диске можно столкнуться с темой, где раздражённый и страдающий пророк, размышляет о событиях, испытывая страшные сны, он путешествует по разным местам. Герой оказывается в Минске, но неизвестно точно - во сне или наяву. И к таким трекам относится Белорусский снег. Это рассказ, превратившийся почти в балладу, чего KYPCK раньше не делали.
С каждой композицией Имен на стене запах смерти всё ближе:
Открыли дверь в вагон. Из труб идёт огонь и дым... Мне страшно... что за вонь стоит? И куда же нам идти? Мы в аду.
Это Дети Биркенау - так называемая фабрика смерти концлагеря в Освенциме, за которым закрепилась «слава» одной из самых страшных историй человечества. KYPCK даже побывали там, чтобы познать самые тёмные закоулки людского разума и идеальный результат воплощения их в жизнь. Может быть именно поэтому этот трек получился настолько трогательным. Из всего списка он впечатлил сильнее всего.
Задайтесь вопросом: «Каким должен быть doom metal прежде всего?». Это особая атмосфера, стержень которой заключается в создании наиболее близких к реалистичности сюжетов. В нём должны быть задействованы все органы чувств человека – осязайте его, вкусите, узрите и услышьте, проникнитесь его запахом… Я думаю так.
И в музыкальном плане альбом полностью выполнил своё предназначение: он задевает за живое, дёргая струны души и оставляя глубокий след в памяти. Жирный тягучий звук, гитары в форме AK–47, однострунный бас, неспешные ударные – такой состав создаёт особый эффект.
Внутренне музыка вязкая и растянутая. И на какой-то момент мне даже показалось, что послышались характерные нотки сладжа с ломанными риффами (трек Как философия губит самоотверженных, бескорыстных бюрократов с каким-то «мешуговским» оттенком).
Да и в целом удивили необычные ритмика и темп (трек Трос, Грузовик и Тёмный Балкон). Поэтому сложно говорить об однозначности думовых структур в использовании композиторского плана. Он слишком странный, какой-то специфический, совсем не тот, к которому мы привыкли.
Сравнивая первые две работы – Черно и Ниже - замечу, что ярко выраженные отличия сведены к минимуму. Оба диска сделаны в похожем ключе. И это, скорее всего, небольшая эволюция, чем революция. И если на первом релизе музыканты стремились передать ощущение одиночества и страдания (что им действительно удалось!), то второй – это реакция на дебютник, песни стали агрессивнее, слегка ускорившись в динамике. На нём они усовершенствовали свой медленный и тяжёлый стиль - сделав его более тёмным, а каждый трек выглядел музыкальным провидением конца света.
Для Имена на стене финны сохранили всё ту же апокалиптическую атмосферу, но и придали более контрастные, запоминающиеся моменты, добавив некоторые ритмически странные вещи. Поэтому технически он выглядит более сложным, но при этом остаётся лёгким для восприятия. За традиционным понятием дума KYPCK не следуют, создавая свой собственный, уникальный ракурс на видение и осмысление жанра.
©Автор: Валентина Pantera Катышева