Заработок среднего спичрайтера может отличаться от заработка среднего копирайтера в разы, а то и в десятки раз, за одинаковый объем работы. Поэтому их считают вершиной эволюции в создании текстов документов. Если кому интересно, разберемся.
Сколько зарабатывает спичрайтер?
Сумма заработка спичрайтера колеблется от 200 до 400 тысяч в месяц, в зависимости от количества проектов, которые он ведет. Проектом считаем один отдельный материал. К примеру, за текст официального обращения (1 лист), с пояснительной запиской (до 5 листов), специалист получает от 30 до 50 тысяч рублей. Принимая во внимание срок согласований, при полной загрузке специалист может выпускать от 7 до 10 документов подобного уровня в месяц.
У профессионалов есть и долгосрочные проекты, суммы вознаграждения в которых, равно как и их сложность, могут быть гораздо выше указанных.
Кто такой спичрайтер?
Сегодня эта профессия стала очень модной. Ранее она была уделом избранных из государственных и политических кругов. Сейчас, спичрайтер, это специалист из рода-племени «PR, GR, IR», предоставляющий заказчикам материалы для публикаций и выступлений, в соответствии с конкретными освещаемыми вопросами.
Спичрайтер создает официальные обращения, приветственные слова, позиции, декларации, заявления, высказывания, доклады, меморандумы, резолюции, ноты, послания, частные письма полуофициального характера (поздравления, соболезнования, благодарности), пояснения, рекомендации. Как видите, не так уж мало.
Кто готовит спичрайтеров?
В эту сферу деятельности люди приходят, рассматривая спичрайтинг в качестве хобби или работы по совместительству. И только единицы занимаются этим делом профессионально.
Начинающие спичрайтеры приходят в профессию из смежных отраслей. Как правило это выпускники по специальностям “Политология”, “Журналистика”, “Связи с общественностью”.
Более серьезные специалисты, это политологи, GR-менеджеры, отраслевые эксперты. Этих людей отличает глобальное видение, понимание текущей внутренней и внешнеэкономической ситуации. Это состоявшиеся люди, понимающие выгоду трактовки в тех или иных ракурсах. Реже - это политтехнологи, бывшие представители дипломатического корпуса и представители спецслужб, из них получаются идеальные спичрайтеры.
Четких пособий по подготовке таких специалистов не существует - только опыт и собственные "шишки" и "грабли". Но без понимания процессов в общественно-политических и государственных структурах, делать в спичрайтинге нечего. Там нужны люди способные сделать «из белого черное», и наоборот, в кратчайшее время.
Где и как работает спичрайтер?
Условно, категории спичрайтинга можно поделить на 3 вида.
· Органы государственной власти и политические течения
· Общественные и некоммерческие организации, отраслевые объединения
· Юридические лица, бизнес-клубы
В разных категориях - разные условия работы со спикерами. Но в 90-95% случаев, опытный спичрайтер работает только с одним спикером. В этом случае нагрузка определяется календарем мероприятий спикера, куда записаны все его активности и сроки.
При этом, спичрайтер может выбирать очередность выполнения задач. Признаком здравого смысла, является нахождение в работе в один день, не более двух материалов. То есть, в один день готовится один основной текст и делаются наброски к следующему материалу.
Это немного лишь на первый взгляд, к материалам предъявляются крайне высокие требования. Часто материалы проходят проверку на вопрос политкорректности, исключения возможности иного толкования, и прочих факторов. Чем выше ранг документа, тем выше количество согласований, соответственно больше правок.
В случае присутствия спикера на международных мероприятиях, необходимо наличие минимум двух (чаще трех) текстов с разным углом тезисов, которые должны быть переведены на иностранные языки.
Как и куда устроиться будущему спичрайтеру?
Устройство на работу начинающего спичрайтера ничем не отличается от устройства на любую другую специальность: биржи труда, соцсети и так далее. Вакансий по этому профилю в России мало: не больше 10-15 в месяц, поэтому основной упор надо делать на профильные группы социальных сетей.
В коммерческих организациях, начинающий спичрайтер может состоять в штате, на должности PR-менеджера со средним окладом в 40-50 тысяч рублей. При этом, он будет писать все, что можно писать в данной организации.
В некоммерческом спичрайтинге, такой специалист может получить только опыт. В общественных и подобных организациях чаще всего отсутствует финансовое вознаграждение, так как деятельность организаций ведется на общественной основе.
Самым интересным и маржинальным форматом является государственно-политический спичрайтинг. Чем выше в вертикали стоит структура государственной власти, тем выше требования к сохранности информации. На этом уровне, у каждого высокопоставленного спикера есть свой проверенный и дорогой спичрайтер.
Что самое дорогое в спичрайтинге?
Первое. Настоящий спичрайтер всегда анонимен, свое вознаграждение он получает не только за качество материала, но и за умение хранить молчание. Заказчик всегда имеет право знать, что секреты подготовки материалов не станут достоянием общественности. Высшая степень доверия заказчика обеспечивает специалистам стабильный поток заказов, иначе бы на их поиск уходило бы огромное количество времени.
Последнее. Спичрайтер должен лично общаться с тем человеком, материалы для которого он готовит. От этого будет зависеть и концепция, и конструкция материалов. Необходимо понимать менталитет спикера и целевой аудитории: рамки, состав, традиционная лексика, возможность юмора, четкость формулировок, возможность создания образов, сила тезисов, сценарный характер и его роль (утверждающая, обвиняющая, объединяющая, призывающая и т.д).
Без выполнения этих условий, каким бы талантливым ни был специалист, на этом поприще его не ожидает ничего стоящего.
С чего начать путь спичрайтера?
Главное место в спичрайтинге занимает анализ. Обычно, я советую желающему взять 5 документов разного уровня, региона, отрасли, и самостоятельно попытаться вычислить:
· какую установку автор материала получил при его создании
· на какую аудиторию он был ориентирован
· что в нем осталось "между строк" и "за кадром"
· какие трудности возникли бы у желающего, будь он на месте спичрайтера, готовившего материал.
Это помогает лучше всяких слов и рекомендаций. Сразу все будет понятно. Если же, на половину вопросов, найдется хоть какой-нибудь ответ, начинайте собирать базу образцов документов по разным вопросам. Копируя чужой стиль и детально разбирая освещаемые вопросы, вы в скором времени выработаете свой собственный.
Безусловно, в рамках одной статьи не раскрыть такую мощную тему, поэтому если вдруг появится дальнейший интерес, просто дайте знать. В этом смысле остаюсь в вашем распоряжении!
#gr #government relations #фриланс #биржи копирайтинга #нацпроекты #спикеры #спецслужбы #public relations #PR