Глава3.
Осень 356 года от основания Рима (399 г. до н. э.).
(По мотивам игры Total War: Rome 2 Rise of the Republic)
В начале лета вернулся Публий Лициний Кальвус, посылаемый к вольскам, чтобы отговорить их от агрессивных действий против Рима. Вернулся он в сопровождении знатного юноши, который обучался в Таренте. Вольски послали его в знак доброй воли, чтобы он помог римлянам в государственном устройстве.
К концу июня в роде Фуриев намечалось торжество – свадьба Спурия и Мемии Агенобарбы. Накануне вечером девушка сожгла свои старые игрушки и детскую одежду на домашнем жертвеннике, тем самым как бы прощаясь с детством. Затем наконечником копья ей уложили волосы в пять прядей, скрепили шерстяными нитями и уложили в конусообразной форме.
Накануне свадьбы Мемии повязали голову красным платком и надели на неё длинную белую тунику с поясом из шерсти, завязанным двойным геркулесовым узлом. Сам наряд представлял собой паллу (длинное платье) ярко красного цвета, надеваемого на тунику. На голову накинули покрывало огненного, жёлто-красного цвета, немного спустив на лицо. Оба дома Спурия и Агенобарбов были украшены венками, зелёными ветками и лентами.
Утром, в день свадьбы, Спурий в присутствии пяти свидетелей выкупил Мемию у её отца за один асс (медная монета). В это же время процессия, которую возглавляла распорядительница (замужняя женщина), направилась к домашнему атриуму, куда подошёл и жених. Молодожёнов подвели к алтарю, на котором в жертву принесли свинью. Гаруспик, осмотрев внутренности жертвы, дал согласие на брак.
Подписав брачный договор и подав друг другу правые руки в качестве знака верности и как символ дружеского и сердечного единения, Мемия произнесла:
-Где ты, Гай, буду я, Гайя.
Затем пара попросила благословения у Юпитера как гаранта союза, Юноны как богини брака, Венеры как богини любви и Дианы как богини матери. После брачной церемонии началось пиршество. Вечером началась церемония “похищения”. Спурий выхватил Мемию из рук матери и повёл её в свой дом. Все участники свадьбы под звуки флейт и весёлыми возгласами:” Талассию”, следовали за ними. Невесту вели за руки двое мальчиков, а третий нёс перед ней факел из терновника, зажжённый от огня на очаге в доме невесты. За Мемией несли прялку и веретено как символы женских занятий.
Прохожим бросали орехи в знак плодородия. Вся процессия сопровождалась насмешливыми и непристойными песнями и шутками. Подойдя к дому Спурий взял жену на руки и перенёс её через порог. После этого Мемия обернула дверной косяк шерстью и смазала жиром. Чтобы отпугнуть злых духов. Остальные пошли праздновать в дом невесты.
В доме Спурия замужние женщины сняли с Мемии покрывало и паллу и отвели её к кровати мужа. Спурий встретил её с факелом и кубком, наполненным водой. Невесту усадили напротив двери. Помолившись домашним божествам, Мемия приняла факел, кубок с водой и дала три монеты. Одна принадлежит Спурию. Вторая приносилась в жертву домашним ларам. Ну а третья была предназначена компитальным ларам на перекрёстке для добрых отношений с соседями. Находившиеся рядом женщины покинули их, оставив молодожёнов наедине.
Мемия огляделась вокруг. Везде были развешаны венки, в вазах стояли свежесрезанные розы, а постель была устлана лепестками цветов. Возле кровати стоял столик с кувшином вина, двумя кубками и блюдом, на котором лежали медовые лепёшки.
Спурий прикоснулся к жене, чтобы отвести её к кровати. Мемия вздрогнула. Она почувствовала сильное волнение, её сердце трепетало. Её не смущал обнажённый мужчина. Она не стыдилась своего тела. Теоретически она знала, как происходит близость. Но страх возможной боли и страх не соответствовать ожиданиям мужа сковал Мемию. У Спурия были до нее другие женщины, и он разгадал смущение молодой жены. Осторожно подняв за руки, обнял и поцеловал её в лоб. Она почувствовала его уверенность и спокойствие. Спурий улыбнулся жене. В его крепких руках Мемия стала успокаиваться. Ведя незамысловатые разговоры спокойным голосом, прерывая иногда шутками, Спурий подвёл жену к кровати. Он развязал пояс на её тунике и снял последнюю преграду, скрывающую нежную наготу юного тела. Его жена была восхитительна. Свет от ламп плясал на её обнажённом теле. Он не мог больше выдерживать эту пытку красотой и призвав “на помощь” Мутуна-Тутуна, богиню Пертунду, Венеру, бога Субига и богиню Прему, скинул с себя одежду, и они пылко предались дарам богини любви.
На следующий день Мемия в наряде матроны принесла жертву ларам и пенатам. Спурий по обычаю подарил ей два серебряных браслета. Один был греческой работы, а другой – этрусской. Ближе к вечеру молодожёны встречали родственников и друзей у себя дома на праздничном ужине.
Недолго наслаждался близостью с молодой женой Спурий. Он был назначен военным трибуном (младшим командиром) в I легион Ромулус. Спурию предстояло сопроводить центурию гоплитов, призванных по новому цензу, в Остию. Даже не верилось, что это воины первого класса. Всё их снаряжение составляли: копьё, щит клепиус и шлем. И это патриции! Основа римского общества. Что же говорить о плебеях чьи доходы были на порядок ниже.
Камилл пришёл на площадь, чтобы поприветствовать новобранцев. Это был шок. Минуты три он стоял неподвижно. Лишь глаза его двигались, осматривая центурию. Преодолев оцепенение, Марк произнёс приветственную речь и пожелал воинам быть достойными приемниками славных предков.
Войдя в дом, в котором расположился, Марк в гневе почти прокричал:
- Mentula!!! Что за оборванцев ты ко мне привёл, Спурий?! Где воины первого класса? Где основа нашей фаланги? Мы что собираем шайку бандитов или боеспособный легион? Как я выствлю этих юнцов без доспехов против фаланги тяжёлых этрусских гоплитов? Эти irrumators думают, что я всемогущий Юпитер?
Спурий молчал. Марк налил вина и выпил его залпом. Промолчав минуту, он продолжил:
-Fellators!!! У меня будет легион пастухов! Мало того, что армия состоит из одних новобранцев, так они ещё и не укомплектованны амуницией.
Прозвучала не одна гневная тирада в адрес сената. Выплеснув весь свой гнев, Марк вдруг одумался. Ведь его брат проделал долгий путь из Рима, а он вместо того, чтобы предложить ванну, трапезу и вино, кормит его ругательствами. Тут же приказав управляющему приготовить обед,
он предложил брату смыть с себя дорожную пыль.
Насытившись нехитрой трапезой, Спурий поведал Марку последние новости. О том, с какой радостью сенат принял учёного вольска, который тут же влился в процесс оздоровления экономики страны. Что было решено отправить фециалов (коллегия жрецов, ведающая обрядами объявления войны и заключения договоров) в Террачин (Тарквиний) и к сабинам. С особым заданием к этрусскам был отослан Аппий Эмилий Катул. Их брат Луций внёс предложение о распределении общественной земли возле Остии, чтобы тем самым помочь обедневшим патрициям. Плебс был жутко недоволен, но вовремя введённая раздача бесплатного хлеба и проведение праздничных игр успокоили народ. Потит угнал в добычу много скота и людей. Приходят известия о многочисленных знамениях. Но никто не может их понять, та как лучшие толкователи этрусски враждуют с нами.
-Как моя жена и сыновья? – дождавшись паузы, спросил Марк.
-Альбания здорова, – ответил Спурий. – Избрание тебя военным трибуном с консульской властью сделало её влиятельной женщиной. Многие стремятся обзавестись с ней знакомством, чтобы влиться в число друзей Марка Фурия Камилла. Сыновья твои здоровы и бодры. Младший Луций своим озорством доставляем много хлопот своей матери. Старший Спурий мечтает уже о военной карьере и должности консула.
Марк улыбнулся. После сегодняшней встречи с центурией новобранцев эта новость была бальзамом на его истерзанное сердце. Спурий решил не говорить о сильной дружбе Альбании и его жены. Зная консерватизм своего брата и видя, как он был расстроен новобранцами, решил эту новость утаить. Кроме близости семей, дружба женщин увеличивала влияние его жены.
-Луций собирается жениться, - сказал Спурий.
-Луций?! – удивлённо спросил Марк – И кто же его избранница?
-Деция Гемелла. – ответил Спурий.
-Опять плебейка! – воскликнул Марк. – Что за заговор младших Фуриев?
Спурий смутился и решил перевести тему разговора с личной на религиозную.
-Знаешь ли ты, Марк, что вода в озере Альбанской рощи, несмотря на отсутствие проливных дождей и других видимых причин, поднялась на необычную высоту? – спросил он.
Марк вопросительно глянул на Спурия. Необычность явления насторожила его.
-Что решил сенат? – спросил Марк.
-Были отправлены послы ко всем доступным нам оракулам, - ответил Спурий.
Марк тяжело вздохнул. Неукомплектованные новобранцы. Необъяснимые явления. Что боги хотят сказать этим? Что ждёт их всех впереди? Взглянув на Спурия, Марк решил отпустить брата отдохнуть с дороги.
Остия постепенно превращалась в небольшую аграрную колонию. Новые поселенцы с радостью переселялись в неё из Рима. Сенат в последнее время много делал для развития Остии.
Камилл уделял много времени тренировкам воинов, особенно новобранцев. Он предвидел возможность войны на два фронта. Вольскам он не доверял. Как быстро восстановятся вейнеты? Сейчас они в таком же положении, что и римляне. Но что будет, если они склонят на свою сторону другие этрусские города? Необходимо готовить войско. Тренировать и восстанавливать его численность. Самой слабой в легионе была центурия союзников. Камилл думал распустить их, когда численности римских воинов будет достаточно для обороны Остии .
(Продолжение следует)