При всём почтении и глубоком уважении к автору фандорианы меня по-прежнему "бомбит" после романа "Чёрный город". Произведение изобилует нестыковками, которым я не смог найти приемлемые объяснения. Хотя есть одно совсем простое. Акунину надоел Фандорин, т.к. приносил мало денег, и был отдан на субподряд нескольким малоизвестным авторам.
"Чёрный город" восхитительно рассказывает об истории развития нефтедобычи в России. Описание города Баку и его жителей во время событий романа (1914 г.) выполнено с почти ювелирной точностью. Но в части детективного сюжета роман больше похож на фанфик.
Эраст Петрович поглупел, стал забывчивый и растерял навыки?
Фандорин, как известно, постоянно читал книги и свежие газеты. Он разбирался даже в тонкостях дворцовых интриг и нравов правителей Поднебесной настолько хорошо, что был в курсе какого пола могла быть секретная личная гвардия из Запретного города. Почему же он не знал, что в России есть город, который называют "Чёрным..."? Напомню, что 14 лет назад Эраст Фандорин создал свой авто с керосиновым двигателем. Знающий всё на свете детектив-эрудит не мог не знать то единственное место, где в России производят керосин.
Ладно, допустим, что про неофициальное название города в Москве и мире никто не знал. Но куда же делись навыки и знания героя в области физиогномики и психологии? Почему почти каждому удалось обмануть Фандорина по несколько раз? Он ведь уже давно не зелёный юнец.
Почему герой не понимает ни единого слова на азербайджанском языке, если он почти чисто говорил на турецком, который выучил в плену во времена "Гамбита..."? Оба эти языка из одной языковой группы.
Акунин удивил нас в самом начале ещё и тем, что фанату прогресса, выпускнику МТИ, собравшему свой автомобиль-трицикл, вдруг оказалась неинтересна беседа о дизельных двигателях.
Очень много сказано о том, что лик врага был неизвестен герою, при этом в первом томе "Колесницы..." ЭП лично видел Дрозда несколько раз с весьма близкого расстояния. Видимо, забыл "образ нежный и небесные черты"...
Сколько раз Фандорину в прошлом помогла дактилоскопия просто не счесть! Так почему в этот раз он поверил ранее разоблаченному предателю Шубину и ни разу не усомнился в том, что убил именно Дятла?
Подготовка больше не требуется?
Собираясь в дорогу, герой практически ничего о городе не узнал заранее. Не может быть, чтобы местное начальство не слало писем и рапортов о состоянии дел Высокому начальству. О том, что в городе есть разбойники и воры, которые могут свернуть голову хоть на перроне вокзала, наверняка, писали в газетах или сводках, переданных в Центр. Ладно разбойники и бандиты, хотя бы про местное руководство и олигархов справки можно было бы навести заранее. В итоге, примерно 3/4 книги ЭП удивляется обычаям и нравам местных жителей, а оставшуюся 1/4 удивляется тому, как сильно он недооценил местных.
Кто же такой мистер Дрозд - Дятел - Одиссей? Есть ли логика в его действиях?
Великий хитроумный враг или скучающий прожигатель жизни? В «Колеснице..» Дроздодятел был эсером, который сотрудничал иностранными разведками, и участвовал в подготовке революции 1905 года. Сейчас он готовит экономический кризис в России путём остановки нефтяного сердца страны. Вроде всё сходится. Дроздодятел - великий комбинатор и революционер.
Сюрприз! Дятел оказывается ещё и крутейшим снайпером, который убил начальника дворцовой охраны, и подписал от руки открытку))) хотя мог заодно убить Фандорина, который был ему хорошо известен. Мог убить, но не убил. Может на захотел? Зато в день приезда Эраста Петровича в Баку правая рука Дятла устраивает 2 неудачных покушения за несколько часов. Одно из них с использованием снайперского оружия. Почему столь опасного врага лучший снайпер России не убрал лично? Был занят разговорами с бесом?
Затем гениальный комбинатор провел шикарную операцию по внедрению в окружение Фандорина самого преданного разбойники, чтобы руками ЭП устранить несговорчивых союзников и вора. А смысл? Мог бы просто убить героя и всех врагов силами одного лишь разбойника.
Никому не показалась странной активация взрывного устройства силами двух человек? Так ведь всегда и бывает, что за полгода подготовки самый великий враг всех времен не смог запомнить, как собирать бомбу, которая была настолько сложной, что Эраст Петрович в считанные секунды её обезвредил.
Почему Фандорин стал таким доверчивым и наивным, а временами - безответственным?
Эрасту Петровичу даже в голову не пришло проверить своего нового помощника. Вспомните Тюльпанова! Об этом пареньке ЭП узнал абсолютно всё и внимательно присмотрелся прежде, чем приблизить.
А с кем герой оставил опаснейшего врага? С горсткой продажных местных полицейских, которых каким-то чудом успел перебить Кара-Гасым дабы спасти своего истинного шефа. Почему вообще Фандорин 95% книги мечтал поймать и передать Дроздодятла в руки правосудия, но поймав быстренько убежал объясняться с очередной пассией. Серьёзно?! Сильнейшего врага бросил, чтобы сказать красавице:"Адьё"?
Ну, и ещё раз о помощнике. Понимаю, что в Баку проводник из местных был очень полезен. Но на кой чёрт ЭП хотел взять его с собой, направляясь в гости к Габсбургам? Вы бы взяли с собой на деликатную миссию в Европу, малоизвестного неуправляемого помощника, который даже читать вроде как не умеет? Это же как выловить гигантского кита из океана, чтобы совершить с ним восхождение на Эверест. Настолько же эффектно, насколько и бессмысленно.
А дневник? Фандорин прежде писал и сжигал страницы, а оказавшись среди врагов, ЭП стал бережно сохранять все свои мысли и идеи, касающиеся расследования, специально для врагов. Гениально!
Кара-Гасым - бессмертный разбойник, актёр и нейрохирург?
Местный разбойник, который в тюрьме научился говорить по-русски без акцента, читать и писать. Ну, видимо, здесь же он сдал экзамен на нейрохирурга. За время скитаний с Фандориным Гасыма несколько раз ранили из огнестрельного оружия. Но это вообще никак не мешало разбойнику в дальнейшем. За долгое время совместного существования гочи смог не выдать своей эрудиции великому сыщику психологической школы Фандорину. Как он умудрился скрывать безупречное знание русского языка и навык чтения? Ладно, скрепя сердце закроем на это глаза. Но! Когда Кара-Гасым, дабы обезвредить Эраста Петровича, стреляет тому в голову так, чтобы отправить в кому, но при этом не убить, - то тут уж явно перебор...
Морали нет. Есть лишь неприятный осадок и непонимание автора. Зачем же он решил слить своего супер-героя? Замечательный роман был лишь детективосодержащим продуктам.
А что думаете вы? Как Вам роман?