Так в своё время охарактеризовал книгу "Петровы в гриппе и вокруг него" один из моих любимых артистов у себя в Инстаграм. Тогда это странное название отложилось у меня в голове. Но до чтения в тот момент так и не дошло.
Но в этом году "Петровы" зазвучали из каждого утюга в связи с Серебренниковым и Каннским кинофестивалем. Тут уж мне стало действительно интересно, да и образная "ёлка на минном поле" вспомнилась. К тому же всегда неплохо смотреть экранизацию, уже имея в "анамнезе" саму книгу.
-----
Спойлер: в конце статьи - сюрприз для книголюбов.
-----
С задней стороны обложки критик Галина Юзефович пообещала нечто замечательное:
"Из всех щелей начинает сочиться такая развеселая хтонь и инфернальная жуть, что Мамлеев с Горчевым дружно пускаются в пляс, а Гоголь с Булгаковым аплодируют…".
Развесёлая хтонь? Что ж, это по-нашему.
Книга у меня "улетела" быстро, буквально за пару дней. Хотелось с кем-то обсудить, но из знакомых никто "Петровых" не читал. Так что вместо очного обсуждения было чтение рецензий - от критиков, от простых читателей. Мне было любопытно, кто что увидел и что понял. Одним авторам хотелось горячо пожать руку, с другими - раздражённо спорить. Но важно не это -
важно, что после прочтения об этой книге хочется говорить.
Одним хочется её похвалить, другим поругать. Это значит, что и тех и других "Петровы" зацепили за живое. Это не та книга, которую после прочтения равнодушно убирают на полку и уже через неделю толком не помнят, о чём она.
"Петровых" невозможно пересказать так, чтобы и коротко, и понятно. История вроде бы крутится вокруг совершенно бытовой ситуации - обычная семья из трёх человек гриппует перед Новым годом. При этом у повествования нет нити как таковой - на читателя вываливаются (на первый взгляд) особо не связанные друг с другом куски. Но к концу они собираются в общую картинку, как детали паззла.
В книге, если присмотреться, действительно есть определённая булгаковщина - параллели с "Мастером и Маргаритой" просматриваются довольно чётко. Можно рассматривать сюжет "Петровых" с мистической "колокольни" (тогда всё вообще переворачивается с ног на голову и действительно появляются обещанные аплодисменты от Гоголя с Булгаковым), можно оставаться в рамках сугубо рациональных объяснений.
Лично меня больше всего зацепило другое.
Первое - это своеобразный язык книги. Многие критики как раз за него и ругают автора (при этом зачем-то начинают приводить ему в пример классиков 200-летней давности). Но многих, как и меня, впечатлила манера изложения. Это не "вылизанный" художественный стиль, знакомый и понятный со школьных уроков литературы. "Петровы" написаны практически разговорным языком. От этого возникает интересное ощущение, будто ты не книгу читаешь, а слушаешь невидимого собеседника - флегматичного, наблюдательного и не лишённого чувства юмора. Плюс в тексте очень много необычных и довольно забавных выражений, которые приводят в бешенство консервативных критиков. Но если произнести любую из них вслух - всё сразу встаёт на свои места.
Второе - это наблюдения героев за окружающим миром конца 80-х и начала 2000-х. В меланхолично-остроумных замечаниях Петрова и Петровой часто узнаёшь себя. Тех, кому "слегка за 30", наверняка порадует глава о Петрове-старшем на новогодней ёлке. Да и все остальные найдут что-то ностальгически-вкусное для себя. Кроме, возможно, тех читателей, которые родились уже в XXI веке.
В целом - книга не самая простая для чтения и восприятия, с непривычным языком, перегруженная деталями и отсылками. Советую ли я её к прочтению? Однозначно. Как минимум, получите интересный читательский опыт.
Приобрести книгу в электронном виде можно по этой ссылке. Кстати, до конца октября на ЛитРес будет действовать мой пpoмoкoд "ROSEBUD" - он дает двадцатипроцентную скидку на единовременную покупку любого количества книг через корзину. Активировать промокод можно вручную или перейдя по вот этой ссылке.
Экранизация, кстати, в итоге пролетела мимо меня. Жду появления в онлайн-кинотеатрах. А вы смотрели? Как впечатления?