Найти тему
Alex Vatnik

КАК ЖИЛИ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Хочется показать картинки. Но советского тире украинского у меня уже не осталось. Потому что это было давно. И почти сразу я ушел из своей Украины туда, где помидоры совсем не растут. Вернулся в девяностые, на Псковщину, к своей родной маме, там она тоже у меня была. Природа ее звали. Могу только псковское. Причем, только из современной России. Но хочу отметить, что вся эта наша жизнь и картинки произошли не благодаря этой нашей новой власти. А только вопреки ей. В советское время было бы намного лучше. Подчеркиваю: только ВОПРЕКИ, ВОПРЕКИ, ВОПРЕКИ!

Псковщина, начало.
Псковщина, начало.
Килограмма на два с половиной.
Килограмма на два с половиной.
Еще изобилие.
Еще изобилие.
Псковщина, заключение.
Псковщина, заключение.

Ладно, поговорим еще, как раньше жили. Очень многие жалуются на сельские пенсии в 12 рублей. Справедливо, и я не знаю, что тогда думала наша власть. Я вот ниже все напишу, и скажу, что она могла думать тогда. Двенадцать рублей – это только на керосин для лампы, а остальное у людей все есть. Впрочем, при переезде бабушки в город ее пенсия должна была бы многократно вырасти. Такое когда-то случилось, но потом. Почему так, не знаю. Все равно эта власть была мамой. Возможно, часто глупой, так бывает, но не злобной мачехой, как некоторые из вас говорят. Посмотрите передачи Малахова, или кого там еще. Как через много лет находят маму, и обнимают ее.

…..

Ухожу писать. Впрочем, это и не надо, все уже есть. Мои расширенные комментарии к статьям одной девочки, которая захотела стать писательницей, и я пытаюсь ей что-то подсказать. Читайте.

…..

Юля, я закончил пахать свое третье поле, и потом сразу пришел к Вам. И я, наконец, понял, что я у Вас тут делаю. Когда-то прочитал пару Ваших произведений, и увидел в них такую наивность, что сразу захотел взять Вас за ручку, и повести поближе к литературе. Уж не обижайтесь. Вот и сегодня пришел, соскучился. Да я и помог Вам уже несколько раз. Себе лайки получил, да и для Вас, думаю, прибавилось.

Вы ведь позиционируете себя как украинскую писательницу, так я за это много могу. И, даже если Вы и городская, то все равно должны знать хоть что-то из того, что я Вам сейчас расскажу.

УКРАИНСКАЯ ЕДА. ИЗБРАННОЕ.

Дид Гнидовский был старым сухим стариком, который, прежде всего, был известен своим самосадом. Он жил через огороды от нас, но, согласно розе ветров, наша часть села всегда знала, что он закурил. Еще он был главным механиком на маслобойке. И у него был единственный дресс-код: заношенные штаны и серая рубаха. Так если бы эту его одежду попытаться выжать в ведро, то можно было получить полведра отличного подсолнечного масла. (Юлечка, согласитесь, я лихо перескочил от этого деда к подсолнечному маслу).

Едем на маслобойку. Для нас, пацанов, день развлечений. Столько техники. Лущилка семечек и веялка. С веялки на ряднО высыпались очищенные, и мы ели их горстями. Потом перебирались внутрь огромного сарая, где шумело, вращались огромные колеса с приводными ремнями, жарились перемолотые семечки, и под прессом выжималось из них подсолнечное масло. Промасленный дед дергал какие-то рычаги, и все это работало.

Потом, дома, бабушка наливала масло в большую тарелку, солила его, и мы макали туда домашний свежий хлеб. Вкусно было. А макуху, большие блины, остающиеся после выжимки, ели до тех пор, пока они не засыхали. Зарабатывали себе будущий аппендицит.

Я понимаю, это, конечно, не Франция. Но по смыслу и по близости пишущего ко всему, что тогда происходило, оно мало чем отличается от описания того, как создается розовое вино где-нибудь в Провансе.

У меня еще минимум четыре позиции еды, но боюсь не поместиться в формат комментария. Отправляю Вам это, и посмотрю на Вашу реакцию и мнение других. У меня, кроме еды, есть еще много чего украинского. Кстати, на моем канале за мое полу-украинство меня еще никто не обидел.

…..

Я продолжаю про еду. Поросята. К осени село начинало звучать последним поросячьим визгом. Мы там тоже участвовали, солому для костра подносили. Ведь лучшее сало на соломе. (Юлечка, хорошее сало не полнит, честное слово). За это мы получали осмалённые на огне поросячьи уши, солили их, и хрустели ими на всю улицу.

Дома нас усаживали за работу. Набивать с помощью деревянной воронки чисто отмытые кишки натуральным свиным фаршем. То есть, никакой сои, и прочего безобразия. Только мясо и кусочки свежего сала. Потом будущую колбасу эту сворачивали и увязывали в спираль, и обжаривали на сковородке. Накладывали готовые спирали в большую кастрюлю, и потом заливали ее растопленным смальцем (перетопленный свиной жир). Получались консервы длительного хранения, потому что под смальцем ничего не портится. Когда кишки кончались, обжаривали фарш прямо в смальце, и тоже складировали его в кастрюлях. Сверху – опять чистый смалец, типа крышка на консервной банке. Толстые кишки оставались для изготовления кровяной колбасы.

Я не буду рассказывать, как мы ели все это тогда. Иззавидуетесь.

И, неожиданно, совсем другая еда. Или лакомство. Мак. Он рос по всему огороду. Сам рос, или сажали, не знаю. Стебли ростом почти с меня, и с огромными головками. К осени головки высыхали, и мы начинали есть мак. Надо было зубами отгрызть венчик, и высыпать в рот, как из стаканчика, его сладко-ореховое содержимое. Потом, когда-то, мы собирали весь этот мак в большие снопы, и ставили их досыхать под крышей хаты. И на праздник Маковей бабушка готовила затируху из мака, молока и меда.

Но если вы думаете, что маковая соломка в те времена не котировалась, то вы зря так думаете. Ведь это тоже дрова, как и камыш, стебли подсолнуха, и любые прутики, которые мы где-то найдем. Все шло в печь. Вроде бы, двух снопов соломки на раз хватало. Я вот недавно только подумал, что если бы тогда снять фильм про то, как эти снопы горят в печи, то поголовье наркоманов в России резко бы поуменьшилось. Они бы с половины не выдержали такого святотатства.

Вот и все. А маковая затируха была, ну очень вкусная.

…..

Ну как вам? Обычное украинское село. Всем всего хватает, я уже не говорю про самогонку. Но – работа. А куда же без нее? Я проводил свою девочку, и иду домой. А навстречу мне – женщины. Идут доить коров. Вроде бы, четыре часа утра.

…..

Скажете, райские места. Поспорим. Я уже тридцать лет на Псковщине. Супесь и суглинок. И солнышка бы еще. И что, здесь нельзя жить? Даже в условиях нынешней, очень процветающей России? Если у тебя есть голова, руки и сила?

Все можно. Вот только коров на две деревни раньше было под тридцать, а сейчас, в условиях нынешнего процветания, осталось две.

Я никогда не был в тайге, так получилось. Мои работы на земле были гораздо северней. Севернее меня там был только Ледовитый океан. И что, если спросить настоящего северянина тех времен, он начнет ругать свою тайгу? Да, насчет арбузов там была напряженка. Но никаких проблем насчет кедровых орехов и благородной рыбы. А прямо в Хабаровске – помидоры без парника, на грядке. Мне было завидно.

Это, как вы говорите, нищее украинское село, нас, городских кормило всю зиму. Как мы все это довозили до дома, не знаю. А потом еще и посылки шли. С сушеными карасями, например. Или снова с салом.

Есть мне что вспомнить за эту, проклятую некоторыми, Советскую власть? Читайте. В следующей серии будет городская жизнь.