Найти тему
Православный

Моисей - между двумя народами

Моисей рождается на переломе израиль­ской истории. Правящий фараон "не знал Иоси­фа" (Исх 1. 8), который был правнуком Авраама и Сарры. Давным-давно Египет уже спасал ко­чевников от голода (Быт 12. 10), а после и сами ко­чевники дали ему Иосифа — гениального эконо­миста (Быт 41. 33-36), благодаря которому годы "тощих коров" не стали катастрофой ни для этой страны, ни для ее соседей. Спасение за спасение. Но новый фараон уже не слишком-то разби­рается в истории чужеземцев, обитающих в его стране. А Израиль — помнит ли он еще о том, откуда пришел? Библия запечатлевает много раз­рывов такого рода.

Нам сообщается, что Моисей — потомок Левия, который, как известно, происходит от Авраама. Но Моисей не является человеком из родословных. Имя "Моисей", согласно библейской этимологии (народной этимологии), значит "я из воды вынула его" (Исх 2. 10), что придает его рождению новое значение. В этой книге образы порой говорят куда больше, чем всё остальное: Моисей родился из реки. Иначе говоря, с ним книга родословий вновь начинается с нуля. Бытие закончилось, и открывается Исход.

С этим ребен­ком вырисовывается своего рода "предвестие", в том смысле, что первые дни его жизни уже как бы предзнаменуют в его плоти великий момент, который будет пережит всем народом, когда этот ребенок вырастет: Израиль также будет "вынут из воды". Он в нее войдет, он из нее выйдет: это будет как бы крещением. Исход начинается там же, где начиналось Бытие: в первозданных водах.

Моисей рожден из воды. Но та, которая сказала "я из воды вынула его", — дочь фараона. Она нашла его в корзине, плававшей среди трост­ников у берега реки. В ту эпоху насмешливые люди, возможно, ухмылялись над этим рассказом.

Так или иначе, на руках у дочери фараона оказывается младенец; она находит ему кормилицу (Исх 2. 8-9), которая будет называться его матерью. Но бывают ли простые рождения? Оставим в покое насмеш­ников — благо, они пробудили наше внимание. Ясно одно: у Моисея две матери. Первая, как и ее муж, происходит из колена Левиина. Это она положила трехмесячного младенца (Исх 2. 2), не дав ему имени, среди тростников в папирусный короб, который сделала водонепроницаемым при помощи асфальта и смолы (Исх 2. 3).

Заметим, что такое же покрытие обеспечивало сохранность Ноева ковчега (Быт 6. 14). Дочь фараона открывает этот короб (Исх 2. 6). Най­денного ребенка будут делить между собою две женщины. Первая — в качестве кормилицы, кото­рой платит за это египтянка (Исх 2. 9), что, конечно, продолжается недолго. Что же касается самой египтянки, то в тексте ее отношения с ребенком выражены предлогом, который означает что-то близкое к выражению "в качестве": "воспитала как [в значении в качестве] сына". И именно она, египтянка, дает ему имя. Библия относится к усы­новлению серьезно. У Моисея — две матери.

Рассказы о рождении зачастую сопровож­даются предзнаменованиями и чудесами. Вавилон­ский царь Саргон I сразу же после своего рожде­ния был положен матерью в просмоленную корзи­ну, которую пустили плыть по реке, и это прои­зошло еще за полтысячелетия до Моисея. Но каждый легендарный мотив воспроизводится в той или иной исключительной истории, в череде событий, которая его трансформирует. Прежде всего, оригинален мотив двух матерей.

Моисей является египтянином — в системе того языка и той культуры, в которую его вписывает имя. В глазах историка, если и есть какие-то данные, не поддающиеся доказательствам, то это скорей уж рождение Моисея в одном из колен Израилевых. Но прислушаемся к теме двойной принадлежности. Принадлежность к египтянам тяготит Моисея. На эту мысль наводит эпизод, который следует за описанием его детства: это эпизод, когда Моисей "выходит к своим братьям".

Его братья — это евреи. Моисей убивает египтянина, который бил еврея, а затем закапывает труп, думая, что никто ничего не видел. Читатель ощущает какой-то разрыв: Моисей, спасенный Египтом, убивает и закапывает егип­тянина, полагая, что всё останется тайной (Исх 2. 12). Ни для кого, наверное, не секрет, что труп спрятать трудно. Где и когда в очередной раз появится на свет то насилие, которое непрестанно пытается закапывать человеческая история?

Когда преступление раскрыто, Моисей бежит на чужбину. Там его называют "египтянином" (Исх 2. 19). Он женится на Сепфоре (Исх 2. 21), нееврейке. Но есть и нечто более важное. Этот Моисей с чуже­родным именем примет особую миссию: призвать Израиль служить и поклоняться Богу под именем, до сих пор не известным сынам Израилевым.

Потребуется убедить их, что речь идет о Том же самом Боге. Благодаря проницательности исто­риков мы теперь знаем, что это имя было известно еще до Моисея и что впервые оно было сказано не ему и произнесено не им.

Действительно, сущест­вуют догадки, что слово, являющееся Божест­венным именем, не упало прямо с неба. У него есть как бы корни на земле, где оно появляется: "Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх 3. 5). Слова произносятся в каком-то замкнутом пространстве, чтобы оттуда обозначить его контур: очевидно, граница этой территории была установ­лена местным населением. Овцы, принадлежащие тестю ("священнику Мадиамскому": Исх 2. 16; 3. 1), привели Моисея к святилищу, сооруженному наро­дом, который не был народом Израилевым.

Этот народ знал Бога под именем Ягве (YHWH), не известным Моисею и его братьям. Надо будет восстановить генеалогию: Этот Бог есть Тот же, Которому поклонялись раньше под другими име­нами (Исх 3. 15), вплоть до времени того самого Иосифа, которого не знал новый фараон. Великое молчание с целью подчеркнуть этот разрыв, являю­щееся одновременно и разъединением, и стыком событий религиозной истории, — оно же великое постоянство.

[Дочь фараонова] увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: Это из еврейских детей.

Исх 2. 5-6

Любви и Мира, Братья и Сестры!

Храни Вас Господь!

Подписывайтесь на канал, чтобы увидеть больше!