Ржевское противостояние. Зима 1942 года. Жуткое и бесперспективное движение вперед истощенных дивизий. Немцы на направление удара подтянули достаточно пушек и танков. Приказ Сталина о захвате Ржева не отменяли.
В этот период артиллерист Петр Михин неожиданно стал начальником дивизиона разведки. Надо идти с группой в поиск! Идти на верную гибель! Целый месяц дивизия не могли взять языка... Полковая и дивизионная разведка только теряла людей. Потери росли, а языка не было. Немцы грамотно организовали оборону и ночами не спали.
Командир дивизиона Гордиенко вызвался своими артиллерийскими разведчиками притащить живого немца. Гордиенко на то и Гордиенко. Он самодовольно пообещал своему начальству языка. Никто не может взять, а его разведчики возьмут! Обещал все выполнить, заплатить чужими жизнями.
Первая группа из шести разведчиков вся погибла. Это его не волновало. Была отправлена следующая группа на этом же участке фронта, повторившая все способы проникновения первой группы. Погиб начальник разведки дивизиона и вся группа.
Михина Петра назначили на освободившуюся должность. Из взвода управления батареи на разведку дивизиона. Назначили через трубку телефона и вызвали к себе. Было приказано готовить группу для взятия языка.
Пришлось Михину принимать взвод разведки. Среди разведчиков царит полная апатия. Все не могут отойти от гибели многих своих товарищей. Многим предстоит повторить их смертельный путь за языком. Пришлось лейтенанту искать взаимопонимание с разведчиками и выводить взвод из апатии.
Стали анализировать промахи погибших групп и искать новый план поиска. Уже выпал первый снег. Ночью 20 ноября группа надела маскхалаты и выдвинулась на передовую. Пришло время испытать свою судьбу.
Командир роты сидящей в окопах встретил очень приветливо, искренне всем разведчикам сочувствовал. Он обещал ночью не спать и ждать возвращение группы.
Разведчики поползли к гостеприимным немцам. Впереди полз лейтенант Михин. Неожиданно пошел очень сильный дождь. Белые маскхалаты потеряли свою белизну. Немцы неожиданно перестали пускать ракеты. Дождь и темнота всех радовали. Группа медленно выдвигалась вперед.
Неожиданно Петр рассмотрел впереди какое-то движение. Это ползли немцы! Ползли навстречу! Ползла целая рота. Немцы решили неожиданно ворваться в русские окопы. Группа развернулась назад и быстро поползла к своим.
Ввалились в окоп и удивили ротного. Михин успел только сказать: «Поднимай роту! Немцы ползут к окопу!». Скоро вся рота уже была на ногах, немцев видно не было. Они осторожно ползли вперед и были уверены во внезапном ударе. Погода всех русских загнала в блиндажи, а окопы пусты.
Дождь только усиливался, вода накапливалась в окопе и образовывала сплошное месиво. Стали подниматься немцы и падать от огня солдат. Скоро все было закончено...
Два разведчика получили легкие ранения. Пехота для них пленных взяла! Счастливый случай! Если бы не было вылазки роты немцев, группа бы скорее всего полегла около траншеи немцев. Командир роты Барков передал разведчикам восемь пленных, всех доставили в штаб дивизиона.
Гордиенко был очень доволен. Он свое слово перед начальством сдержал!
За результат поиска наградили самого Гордиенко и начальника разведки полка Копецкого. Первому орден Красной Звезды, а второму медаль «За боевые заслуги». Разведчики тоже были довольны, что не потеряли ни одного своего товарища. Это выше и дороже награды!
Из воспоминаний Михина Петра Алексеевича.