Найти в Дзене
Записки не краеведа

Архитектурное искусство в Донской области

Оглавление

17 марта (1887 года) в ″Обществе архитекторов″ (в Академии художеств) было сделано интересное сообщение по строительному искусству в Донской области академиком архитектуры В. В. Сусловым. Представив в общих чертах историю Донского края, г. Суслов перешёл к разбору старинных деревянных построек в области. Своё сообщение он демонстрировал по рисункам нашего уважаемого исследователя Егора (Георгия) Андреевича Ознобишина, любезно предложившего господину Суслову целый альбом рисунков, чертежей и планов старинных построек на Дону.

Самыми древними художественными постройками на Дону в эпоху казачества нужно признать ″голубцы″ на могилах покойников; но в настоящее время нет уже никакой возможности восстановить их форму. Как гипотезу, можно допустить, что голубцы, в старину (в 16 столетии) играли роль ″молёных″; потом из них образовались часовни, строившиеся уже не только на кладбищах, но и в казачьих городках. Последующим, более развитым, типом часовни является деревянная церковь, в большинстве случаев делавшаяся из колонного дуба.

План такой церкви обыкновенно (в 17 столетии) представляет

  1. Парапет квадратной или шестиугольной формы;
  2. Бабник, представляющий в плане форму восьмиугольника; здесь стояли исключительно женщины, и иногда здесь ставились столы для трапезы за упокой усопших. В большинстве же случаев эти столы находились на паперти, если она была достаточно просторной.
  3. За бабником находился мужичник, также в форме восьмиугольника иногда больших размеров, чем предыдущая часть храма. Мужичник предназначался для мужчин; в него вели двое дверей с севера и юга. Клиросы устраивались вдали от иконостаса, иногда даже у задней стены мужичника.
  4. Затем следовал алтарь, иногда шестиугольной, иногда восьмиугольной формы и меньших размеров, чем мужичник.

Такая церковь снаружи представляет три главы, совершенно тождественные между собой по пропорциям и форме, в виде нескольких ярусов, уменьшающихся кверху. Величины этих глав бывают различны, если в плане есть большая разница в размерах трёх главных частей храма. Колокольни обыкновенно ставились отдельно, представляя восьмиугольный сруб на квадратном основании; или же колокола помещались над бабником, причём делались полуциркульные окна для проведения звука. Вообще тип колокольни на Дону видоизменялся более, чем тип церковных глав, и в этом случае представляется заметное разнообразие. Что же касается плана церкви и приёмов сооружения её, то здесь является какой то застой и отсутствие свободной инициативы: упомянутые восьмиугольные срубы являются как бы неизбежными; везде повторяются те же вертикальные скрепы и горизонтальные связи по углам; иногда для поддержки верхнего яруса ставится в нижнем четыре столба; крыши строятся ″на острубинах″.

Строительство деревянной церкви в хуторе Гнутовом Есауловской станицы. Фото из Донского альбома Ивана Болдырева. 1875-1876
Строительство деревянной церкви в хуторе Гнутовом Есауловской станицы. Фото из Донского альбома Ивана Болдырева. 1875-1876

Существенным отличием этих церквей была наружная вертикальная ″шалёвка″, придающая им вид особой оригинальности. Е. А. Ознобишиным представлено несколько типов таких церквей (очень сходных между собой) в станицах: Голубинской, Урюпинской, Петровской, Кундрюченской (с позднейшими переделками), Клецкой и других. Господин Суслов, желая лично ознакомиться с этими постройками, предпринял позапрошлым летом поездку по некоторым округам Донской области; но, к сожалению, многих из этих церквей ему не пришлось видеть, так как они в разное время разрушены.
Тем не менее, отдавая полную справедливость исследованиям нашего учёного, г. Суслов решился на основании их сделать некоторые заключения о церковном зодчестве в Донской области. Сравнивая описанные церкви с аналогичными постройками северной Руси, г. Суслов находит в них очень мало сходства. В деревянных церквах Нижегородской и Олонецкой губерний 16-17 столетий, как известно, достигается замечательное совершенство плана и логическое соединение частей. Допуская близкое родство этой архитектуры со Скандинавской, мы всё-таки видим здесь массу вариантов, отвечающих условиям церковной постройки и свободному творчеству русского вкуса.

В упомянутых же церквах Донской области мы видим упорное следование (в плане) формы восьмиугольника, который иногда является вытянутым по направлению с востока на запад, иногда с севера на юг, причём эту форму восьмиугольника можно объяснить чисто материальными условиями, если принять в соображение отсутствие в то время хорошего строевого леса, который мог бы дать значительную длину срубного бревна.

 Деревянная церковь из альбома Е. А. Ознобишина. Фото www.donvrem.dspl.ru
Деревянная церковь из альбома Е. А. Ознобишина. Фото www.donvrem.dspl.ru

Этим можно объяснить форму плана церкви в юрте Клецкой станицы, где средняя часть церкви представляет в плане двенадцатиугольник. Общий наружный вид храма также не представляет законченной цельности, характеризующей русские деревянные церкви, но является в виде нескольких отдельных сооружений (глав), несвязанных целесообразной конструкцией. В колокольнях с наклонными стенами, как в Клецкой станице, видно влияние русского стиля, выработавшего такую форму путём строительной практики. Но у нас не сумели воспользоваться этой формой, и она является как простое подражание, не отвечающее конструкции колокольни.

Не отрицая самобытного казачьего элемента в этих церквах, г. Суслов ставит их в тесную связь с деревянными церквами Галиции и, развивая эту мысль, не находит в них влияния византийского зодчества; но видит много сходного с типами сирийских церквей. А так как сирийская церковная архитектура, по предположению, была занесена крестоносцами в западную Европу, то необходимо допустить, что оттуда уже она перешла в Галицию и, наконец, в южную Россию, и значит через Малороссию и в Донскую область. Это тем более вероятно, что и сама терминология частей храма (как то: ″бабник″, ″мужичник″, ″банник″ и прочее) доныне употребляются в Галиции.

От деревянных церквей г. Суслов перешёл к постройкам деревянных домов. Им представлены были два типа. Первый взят с натуры и представляет одноэтажный квадратный домик на высоком фундаменте. Крыша его четырёхскатная, соломенная; с трёх сторон идут узкие ″балясы″; крылечка с крышей нет; ступени ведут в коридорчик, оттуда в сени.

 Казачий курень в Правоторовской станице. Фото iknigi.net
Казачий курень в Правоторовской станице. Фото iknigi.net

Второй взят с рисунка Е. А. Ознобишина и представляет также квадратный одноэтажный дом на выходах с крылечком и крытыми балясами. Домов такого точно типа теперь уже нет в области; но прежде они были в моде. В этом последнем типе видно как бы смешение двух строительных пошибов. С одной стороны общий вид дома совершенно сходен с моделью ″сербского домика″ в Московском музее; с другой стороны детали, например, форма столбиков крыльца, напоминают стиль русский. Но элементов первого пошиба здесь как будто – больше, - особенно характерной является аркатура крыльца, состоящая из полуциркулей, но с приподнятыми центрами.

Из каменных построек в области г. Суслов отметил две, планы которых были присланы ему Е. А. Ознобишиным: Старочеркасский собор, в плане которого не выражается собственно никакого строгого стиля, или видны смешения стилей с признаками их характерных особенностей; скорее это – композиция, несвязанная условиями какой либо архитектуры. А так как известно, что собор этот был заложен при Петре I, который, как говорят документы, иногда сам давал и проект постройки, которую закладывал, то естественно отнести и план этого собора мысли Великого преобразователя России. Не останавливаясь на рассмотрении наружного вида и деталей Старочеркасского собора, за неимением под рукой хороших снимков, г. Суслов перешёл к другой каменной постройке, к церкви Иоанна Предтечи в городе Азове. По преданию церковь эта построена в 10 веке, что подтверждается и формой её плана. Сравнивая этот план с оставшимся планом греческого храма, в древнем Корсуне, г. Суслов нашёл полное тождество.

Старочеркасский собор. Фото http://fotokto.ru/id90097
Старочеркасский собор. Фото http://fotokto.ru/id90097

В заключение г. Суслов обратил внимание присутствовавших на рисунок железного колокола четырёхугольной формы; но, к сожалению г. Ознобишин, доставивши ему этот рисунок, не сообщил ничего о месте нахождения этого колокола или откуда заимствован его рисунок. Как любопытные штрихи национального казачьего искусства, были представлены рисунки: с древней фелони, с образа Покрова Пресвятой Богородицы, писанного на рыбе камбале: в знак покровительства Богоматери рыбному промыслу; с костюмов девиц – старообрядок Пятиизбянской станицы и несколько рисунков Донских костюмов прошлого столетия, заимствованных из сочинения Ригельмана. Все эти рисунки исполнены акварелью Е. А. Ознобишиным.

Сообщение г. Суслова было очень сочувственно принято обществом архитекторов.

Газета «Донская речь» № 44 от 16 апреля 1887 года.

Навигатор Из истории области войска Донского