Желание написать статью на тему врачебных ошибок возникла у меня после того, как сыну поставили диагноз флегмона, а, вскрыв ее и поставив дренаж, назначили антибиотики - сначала в уколах, потом в виде суспензии. На мои вопросы хирургу в государственной больнице, почему нас это постигло и как избежать повторения, врач ответил, что виновница - бактерия, которая у кого-то может вызвать подобную проблему, а у кого-то нет, что каких-то специфических мер, чтобы предотвратить возникновение флегмоны повторно, нет. Однако когда несколькими днями позже мы получили результат посева отделяемого из вскрытой флегмоны, то ни бактерий, ни грибков там не нашлось. Да и как бы бактерия могла попасть под кожу - тоже непонятно, так как изначально не было ран, ножка просто начала отекать, потом появились маленькие дырочки на коже, из которых начал выделяться сукровица. Сотрудники больницы, где ребенка лечили, когда ещё диагноз ставили, рентген делали, спросили, давали ли антигистаминные препараты ребенку, т.е. им, видимо, хорошо известно уже было, что наш случай похож на проявление аллергических реакций, однако от нашего лечащего врача тогда мы не получали никаких рекомендаций применения антигистаминных препаратов.
Практически сразу после выписки мы отправились к платному аллергологу, где пытались выяснить в том числе и то, могла ли быть вызвана наша проблема с ножкой исключительно аллергической реакцией и могли ли мы ограничиться своевременным приемом антигистаминных препаратов вместо операции вскрытия под общим наркозом и приема антибиотиков. Но во время приема был очень занят демонстрацией того, что-то знает по своему профилю, так что на ответы на многие мои вопросы, в том числе и на вопросы про пережитую нами флегмону, у врача просто не осталось времени.
Когда меньше, чем через год, на той же ножке у ребенка появился волдырь, похожий на те, которые возникают после укусов комаров, например, только волдырь этот стал все увеличиваться в размере, приведя опять же к отеку лодыжки, я дала сыну антигистаминный препарат и намазала волдырь антигистаминным и антимикробным сразу. Однако не увидев улучшения в течение пары часов, все-таки обратилась за медицинской помощью в государственную больницу. Там у ребенка взяли общий анализ крови и, как мне сообщили, там были повышены лейкоциты. Поэтому нам опять назначили антибиотики. Я сообщила врачу о том, что у ребенка была флегмона в прошлом году, но в просеве из отделяемого не было выявлено никаких бактерий или грибков. На что врач мне ответил, что он сейчас говорит о случае, с которым мы обратились к нему, а не о том, что было у нас в прошлом, о чем он ничего не знает. Прием антигистаминных также рекомендовал продолжить. К сожалению, результат анализа крови ребенка мне не показали.
Спустя 2-3 месяца у ребенка на ручках и на лице стали опять появляться волдыри, похожие на последствия укусов насекомых. Причём в этот раз, в отличие от предыдущего, на то, что ребенка покусали насекомые, указывали лишь волдыри, а когда и где его могли покусать, осталось неясным. Некоторые волдыри, а особенно один на руке, сильно потемнели, кожа уплотнилась. И эти покраснение и уплотнение все расползались вширь. После пары дней приема внутрь и применения наружно антигистаминных препаратов область покраснения и уплотнения значительно уменьшилась, а волдырь стал похожим на такой, который возникает после ожогов. В таком виде его увидел хирург в платной клинике и сообщил, что причина волдыря - бактерия, что волдырь надо вскрывать, т.к. там «зелёный гной». Когда волдырь вскрыли, того, что ожидал там увидеть хирург, там не оказалось. Было немного бесцветной сукровицы, которую и взяли на посев. Когда я рассказала этому хирургу про нашу флегмону и посев отделяемого, в котором не обнаружили бактериоз, он ответил мне практически дословно так же, как и предыдущий хирург, что он сейчас со мной обсуждает Анной конкретный случай, с которым мы к нему пришли, этот конкретный случай вызван бактерией, а что там раньше с нами было, он знать не может. Результат посева отделяемого на этот раз опять был отрицательным. Единственное, что немного успокаивает, так это то, что антибиотик назначать нам на этот раз не стали и вскрытие волдыря прошло для ребенка практически незамеченным, безболезненным и не пугающим.
Однако меня не покидает мысль, что 2 раза мой ребенок принимал антибиотик напрасно и не исключено, что врачи еще будут назначать ему антибиотики, если только я не смирюсь с мыслью, что я лучше диагностирую и лечу своего ребенка, чем медики, и что в больницах помощи искать не приходится.