В прошлой статье я рассказывала о популярном в искусстве библейском сюжете: юный Давид сразил могучего воина Голиафа и спас Израиль от филистимлян. В этой статье мы продолжим рассматривать картины на заданный сюжет и узнаем, как художники интерпретируют текст Ветхого Завета — или вовсе от него отступаются.
1. Блондин или брюнет?
Итак, начнём с внешности протагониста. Давид «был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем», но некоторые художники делают его брюнетом — с красивыми глазами и приятным лицом.
2. Мальчик, юноша, муж
Кроме цвета волос, Давид от картины к картине меняет возраст. Он настолько юн, что его не призвали в армию, когда на Израиль напали филистимляне. Более того, из семи старших братьев «призывного возраста» достигли только трое. С другой стороны, он оруженосец царя Саула, гусляр и пастух, который в случае чего может растерзать дикого зверя. В общем, он юноша, но не ребёнок. Обычно юношей его и изображают, но иногда художники отступаются от канона и в этом вопросе.
К примеру, на картине Джоаккино Ассерето (выше) Давид — совсем ребёнок, а на картине Симона Вуэ (ниже) у него уже пробиваются молодецкие усики.
А совсем редко можно встретить изображение слишком взрослого Давида (см. ниже). По тексту Ветхого Завета, такой возраст героя соответствует скорее времени его восшествия на престол. Впрочем, не седовласый старец, и на том спасибо.
3. Сколько лет отрубленной голове?
К вопросу о седовласом старце. Возраст Голиафа тоже меняется от картины к картине. Голиаф — единоборец, причём сильнейший среди филистимлян. Очевидно, он мужчина в полном расцвете сил, не мальчик и не старик. Но ни его внешность, ни точный возраст в Библии не указано, что даёт художникам некоторую свободу.
Традиционно Голиафа изображают могучим бородачом, но у Тьеполо он выглядит гладколицым ровесником Давида, Варалло отрастил антагонисту залихвацкие усы (см. выше), а Цоффани окрасил бороду Голиафа серебром (см. ниже). Учитывая то, что в роли Давида немецкий мастер изобразил самого себя, думаю, что седины и морщины филистимлянина призваны подчеркнуть юность Давида-Иоганна.
4. Баскетболист или Кинг-Конг?
Другой вопрос касается роста Голиафа, а точнее размеров его отрубленной головы. В Книге Царств сказано, что «ростом он — шести локтей и пяди». Это примерно 2,9 метра. Однако по данным археологов американского Университета Бригама Янга, рост Голиафа составлял около 2,38 метров, то есть единоборец был немного выше современного баскетболиста. В искусстве же рост Голиафа достигает, кажется, роста Кинг-Конга.
Просто сравните две головы ниже: у Франческо Каиро Голиаф может сойти за баскетболиста-переростка, а у Хосе де Риберы он великан, какого не видела Земля. Если отложить в сторону Библию и археологию, решение Риберы закономерно: юный пастух пошёл против великана и одолел его, потому что на стороне пастуха — Бог, а сила Всевышнего отнюдь не в мышцах или доспехах. Полуобнажённый юноша с гигантской головой в руке красноречиво иллюстрирует эту мысль.
По той же причине, хотя в Библии сказано, что Давид нёс отрубленную голову в руке, некоторые художники изображают его волочащим неподъёмную голову по земле. Смотрите, какой хрупкий мальчик какого детину одолел! Вот она, сила веры.
5. А во лбу звезда горит
Раз уж мы обратили столь пристальное внимание на голову Голиафа, посмотрим на его лоб. В Библии сказано, что Давид метнул из пращи речной камень и «поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю». То есть камень остался, аки третий глаз, во лбу Голиафа, а своим падением лицом в землю великан его вколотил ещё глубже.
Однако не каждый художник следует букве текста, как Карло Дольчи (см. выше), изображая Голиафа с круглым камнем во лбу. Многие ограничиваются зияющей раной, как Алессандро Турки (см. ниже), а некоторые, как Гверчино, и вовсе отказываются от кровавых подробностей: вот юноша, вот голова. Вы о других юношах с головой в руке слышали? Значит, это Давид.
6. Рыцарь в доспехах... или без
С внешностью героев разобрались, осталось поговорить о костюмах. Облачение Голиафа в Библии описано весьма подробно: «медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди; медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копьё его в шестьсот сиклей железа».
Однако не все художники внимательно читали этот абзац. С тех пор, как в XVI веке расцвела любовь к античным образцам, искусство предпочитало обнажённую и полуобнажённую натуру. Ну, где вы видели древнегреческую скульптуру в доспехах? В общем, довольно часто Голиаф предстаёт перед нами в тунике или (значительно реже) в полном неглиже.
7. Главное, чтобы костюмчик сидел
Одеяния Давида куда разнообразнее, — отчасти потому, что они не столь подробно описаны в Книге Царств. Точнее, вообще не описаны. Когда Давид пришёл к царю Саулу и заявил, что готов сразиться с Голиафом, Саул одел добровольца в свою броню, надел на него медный шлем и выдал меч, но Давиду такое было не в привычку, поэтому он всё снял.
В Библии так и сказано: «и снял Давид всё это с себя». Логично предположить, что он надел обратно свои пастушеские одежды, но текст сообщает только о том, что он взял посох, пращу, и пастушескую сумку. Поэтому некоторые художники изображают героя обнажённым — в соответствии с античной традицией. Особенно такой «костюм» любят скульпторы.
Впрочем, чаще всего Давида драпируют в ткань (пастух же) или в звериные шкуры: он, как-никак, не простой пастушок. Когда Саул попытался отговорить его от поединка с Голиафом, Давид сказал: «Когда бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его». Так что шкура дикого зверя на нашем герое смотрится закономерно.
Вот шляпу с пером объяснить куда сложнее. Тем более, в сочетании с драпировками в духе «я у папы пастушок». Единственное объяснение импозантному головному убору заключается в том, что художники на протяжении веков изображали библейских героев как своих современников. Ну, XVII век на дворе, в моде шляпы с перьями. Что ж мы Давида без шляпы оставим?
Отталкиваясь от того, что Давид пас овец, иногда его изображают в овечьей шкуре. Хотя и такое облачение шляпе не помеха. Гвидо Каньяччи, как и многие другие мастера, обращался к образу Давида не единожды. Для двух картин ниже ему позировал один и тот же юноша в одной и той же позе, но разок маэстро всё-таки не удержался и изобразил его в современном костюме. Не очень удобно в таком облачении камнями кидаться и головы рубить, а что делать? Мода!
Наконец, последний в сегодняшнем обзоре — безымянный венецианский художник XVI века, который невнимательно читал Библию и пропустил слова «снял Давид всё это с себя». Он же воин, в конце-концов, он сильнейшего из филистимлян одолел. Воину полагаются латы. Получите, распишитесь.
Да, иконография Давида, как и других популярных библейских героев, проста: берём юношу, вручаем ему голову, и Давид готов. Опционально добавляем меч, посох, камень и пращу. Но, как это обычно и бывает в искусстве, есть нюансы, и их множество! Поэтому мне никогда не наскучит рассматривать картины даже на давно знакомый сюжет.