У старца Николая Гурьянова с острова Залит был любимый кот Липа. Одна из духовных дочерей батюшки вспоминает:
«Из первых поездок помню, как батюшка от своего домика идет — летит к храму, вокруг толпа паломников, а сбоку и чуть сзади от него бежит кот Липа. Прошли уже полдороги к храму, но Липа от батюшки не отстает. Он батюшку очень любил и бегал за ним, как собачка.
Батюшка вдруг оборвал разговор с паломниками, остановился, оглянулся и сказал: "Липушка, иди домой!" Кот послушно развернулся и побежал домой, подав нам всем пример истинного послушания».
Как Липа покаялся
Когда Липа был еще падким на шалости котенком, он, как все котята, любил играть и охотиться. Однажды он изловчился, поймал на лету птичку и съел ее.
Увидел это батюшка, когда уже было поздно: Липа сладко облизывался, а вокруг него были разбросаны перья той несчастной птички.
Батюшка подошел к проказнику, строго покачал головой и велел ему больше так не делать. Кот жмурился, виновато качал головой, словно прощения просил.
С тех пор ни одной пташки Божией Липа не обидел — рыбкой обходился. А когда птичка-пеночка свила гнездо во дворе у батюшки, да к соблазну окрестных котов уж как-то больно низко, Липа самоотверженно встал на защиту и ее самой, и желторотого потомства. Так и охранял своих новых соседей, пока птенцы не подросли и не разлетелись.
Отец Николай и голуби
Когда батюшка выходил на крылечко, к нему сразу же подлетали голуби, заполняя собою весь двор. Они садились к нему на плечи, голову, руки. Однажды, когда старец говорил с паломниками, всё это время перед ним летал белый голубь, садился к батюшке на скуфейку, опять взлетал, хлопал крыльями и ни на секунду не оставлял его.
Старец, когда голубь вновь сел на него, сказал паломникам:
— Видите, он меня защищает.