Конкурсные фильмы оценивало жюри не только профессиональное, но и детское. Трое мальчишек 9-10 лет выбирали лучший анимационный фильм, а трое девочек постарше – лучший короткометражный игровой фильм.
Три дня по два с половиной часа ребята просматривали работы, конечно, с перерывами на отдых и озорство. Им не пришлось ходить, как другим зрителям, в кинозалы: организаторы предоставили в распоряжение юных критиков необходимую аппаратуру, предложив оценить увиденное по нескольким критериям.
Младшие ребята ставили плюсики, а старшие исходили из пятибалльной шкалы. Оценивало детское жюри, например, мастерство режиссёров и операторов, ценность идеи, актёрскую игру. Добавляли дети и свои комментарии: «весёлый», «грустный», «странный»... Очень вдумчивый нужен был подход. И обсуждали потом, и спорили, совсем как во взрослом жюри. И всё-таки приходили к общему мнению.
Попасть в число экспертов было не так-то просто. Спартак Сорокин, например, уже снялся в нескольких короткометражных фильмах.
– Было что-то типа экзамена, – рассказывает Спартак. – А в итоге я научился смотреть мультфильмы по-другому.
Члены подросткового жюри уже имеют опыт в оценке кино. Ася Хуссейн – воспитанница студии «Первый шаг» в Евпатории. Фильмы, снятые ею вместе с командой, участвовали в различных конкурсах. Таня Горелова из Ялты дважды становилась призёром международного конкурса эссе и рецензий, так интересно ей киноискусство.
На церемонии закрытия фестиваля начинающие киноведы поднялись на сцену, получив в свой адрес особо бурные аплодисменты. Взрослые понимают, какую серьёзную работу пришлось им проделать! А потом все вместе азартно спели гимн фестиваля.
Куратором юных экспертов стал Максим Кухарук. Раньше он сам входил в состав детского жюри, а теперь вырос. К поколению, прошедшему школу фестиваля, можно отнести Анну Макарову, которая после нескольких лет работы в детском жюри поступила в Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения на продюсерский факультет и продолжает оставаться надёжным помощником организаторов «Ноль плюс».
Как считает руководитель студии «Кино-baby» Светлана Семёнова, наставничество и преемственность на фестивале позволяют взращивать новое поколение мыслящих людей, осознанно относящихся к визуальному искусству.
Текст: Светлана Хозяинова
Фото: Илья Ахметшин