Найти тему
Новый драматический театр

Владислав Владимиров: Есть ли жизнь после ВГИКа?

Оглавление

Со 2 сентября 2021 года я официально служу в Московском Новом драматическом Театре (МНДТ). Думаю, кем именно служу, объяснять не надо. Вчера у меня состоялся дебют на профессиональной сцене в спектакле "Стойкий оловянный солдатик", и теперь я могу с уверенностью называть себя частью труппы, настоящим актёром. Хотел бы кое-что рассказать о своём пути к этому дню тем, кто решил выбрать театральную профессию. Надеюсь, мой рассказ чем-то поможет вам, будущие коллеги!

Владислав Владимиров (фото из личного архива актёра)
Владислав Владимиров (фото из личного архива актёра)

Поступление в театр — процесс, мягко говоря, стрессовый (по крайне мере у меня было так). Сравнимо с поступлением в театральный институт, только ставки выше. Когда ты ещё абитуриент, есть отходной путь — подать документы на другую специальность, а через год снова пробовать (или не пробовать, если уже к тому времени нашёл себя в чём-то другом). А если решил учиться, уже имея другое образование, можно им воспользоваться в случае неудачи. Во время учёбы во ВГИКе я видел разное. Люди приходили, уже получив специальность, бросая престижную работу... но так же и уходили, порой даже за 5 минут до прослушивания.

При поступлении в театр запасных выходов меньше, и они не всегда открыты. Ты можешь пойти учиться дальше, но это — деньги. Или работать не по профессии, либо имея ещё какую-нибудь корочку, либо отправившись туда, где могут взять и так. Этим не всегда можно заработать на жизнь — зависит от способностей. И есть опасность выпасть из обоймы: потеря тренинга — потеря опыта — потеря профессии.

"Кино — искусство жестокое..." (Михаил Ромм)

Ты можешь сниматься в кино, но киномир имеет свои особенности. В нём многое зависит от удачи, внешних данных, таланта, опыта, умения работать, знакомств, пиара, наличия агента. Съёмок много, но желающих ещё больше. Сегодня ты работаешь над одним проектом, завтра над другим, а послезавтра нигде. Чем больше плюсиков в вышеизложенных факторах, тем больше шансов, что послезавтра тебя вновь пригласят сняться. Но нестабильность присутствует. И бывает, что после долгого времени актива, наступает тишина. Одних актеров сменяют другие, приходит "свежая кровь", новые лица. В одном возрасте ты интересен, в другом менее интересен (заметили, как Юра Борисов сейчас начал сдвигать Сашу Петрова с пьедестала, так же, как Петров подвинул в своё время Козловского, Козловский — Матвеева, Матвеев — Безрукова?).

Да, есть актёры, которые находят свою нишу в среднебюджетных конвейерных фильмах, и стабильно там работают. Кастинг-директора и режиссеры о них знают и постоянно приглашают. Это фильмы, которые, скорее всего, не будут номинироваться на премии; их не станут раскручивать и показывать во всех кинотеатрах страны... это могут быть самые обычные сериалы на России-1, но их смотрят, а значит — за них платят. И для кого-то это самое удачное положение в кино, хотя и роли будут похожи одна на другую. Но в такую нишу нужно попасть и занять её, а это тоже зависит от множества факторов...

Владислав Владимиров (фото из личного архива актёра)
Владислав Владимиров (фото из личного архива актёра)

Ты можешь пойти в рекламу, но, честно говоря, привлекательна там только материальная составляющая. Думаю, не все после четырёхгодичного обучения мастерству, бессонных ночей в работе над ролями, сверхзадачами, поисками образа и характера персонажа, мечтают построить карьеру на рекламе мультиварок или выгодного предложения от оператора связи (хотя не спорю, иногда рекламные ролики выглядят как произведение искусства).

Поэтому лично для меня театр — самая комфортная позиция, где есть стабильность и возможность работать на расширение актерского диапазона. Но в театр попасть ещё труднее, чем в кино. Переживать ты начинаешь за год до этой лотереи. Кто учился этой профессии, скорее всего, слышал такую фразу: "На первом курсе ты себя чувствуешь народным артистом, на втором — заслуженным, на третьем — неплохим актером, а на четвертом думаешь: что же мне делать?!". Круто, если во время обучения тебя замечает хороший режиссер или агент, который тотально начинает с тобой работать, но это может и не произойти, а ещё меньше шансов, что этот агент или режиссёр будет хорошим. В моем случае выпал второй вариант...

Увлечение актёрской профессией у меня зародилось от театра. В детстве меня очень часто водили на спектакли, и магия происходящего на сцене развила мой интерес. Поэтому, если бы и наладилась тесная связь с профессиональным миром кино, я бы все равно стремился служить в театре.

Близится четвёртый курс...

Выше я написал, что нервничать начинаешь за год до того, как будешь поступать. Дело в том, что три года ты учишься в институте, дурачишься, радуешься жизни, привыкаешь к этому месту и беззаботности... А тут —бац! — уже близится четвертый курс, и потихоньку осознаешь, что всему приходит конец. Начинаешь следить за теми, кто выпустился и выпускается в данный момент. Понимаешь, что все не так радостно... Весь крайний курс обучения ты думаешь, какие отрывки брать, а главное, с кем можно эти отрывки делать. Ведь люди должны быть в первую очередь надёжными (мне в этом плане повезло, и этим людям я искренне благодарен!). Год проходит быстро. В голове только одно слово: "Страшно!" Ирония в том, что весна у выпускников, как правило, насыщенная — постоянные конкурсы, выезды из института на другие площадки и в другие города, частые репетиции и спектакли. И за этой, казалось бы, активной жизнью скрывается обратный отсчёт. Чем больше всего происходит, тем ближе финал, а дальше — неизвестность. Тут главное не потеряться, бороться за свое будущее.

Владислав Владимиров (фото из личного архива актёра)
Владислав Владимиров (фото из личного архива актёра)

Сейчас в любой театр охотнее берут поющих и танцующих. Поэтому не будет лишней готовность спеть или показать пластическую зарисовку. А чем больше ты знаешь литературы, чем чаще смотришь разные постановки в разных театрах, тем быстрее будешь вникать в материал и интереснее работать на площадке.

"Позвоните завтра..."

С апреля я начал обзванивать все театры Москвы. Где-то упорно никто не брал трубку, где-то давали отворот-поворот, где-то кормили завтраками, и в конечном итоге также давали отворот-поворот. Я писал всем, кого знаю, и кто мог бы хоть как-то помочь. В итоге из огромного количества театров наш курс попал на прослушку в четыре. Принимало чуть больше, но в каких-то театрах ставили параметры, под которые не все подходили, в какие-то мы опоздали (звонить в театры лучше начинать с декабря-января), а в какие-то брали только с определенных институтов и курсов (короче говоря, своих).

Три театра просмотрели наши отрывки — и "слили". Оставалась одна надежда на Новый драматический... (если бы не получилось, я не знаю, что бы делал дальше). Принцип поступления везде похож: ты приходишь, показываешь отрывки (чем больше и разнообразнее, тем лучше) и дальше тебя либо отбирают на следующий тур либо нет. Всё просто. Я, честно, уже готовился к худшему, как вдруг после просмотра в МНДТ сказали, что нас ждут на следующий тур.

Второй тур был на следующий день. Нас собрали и распределили по парам. Ты мог попасть в пару с человеком с любого другого института, как, собственно, и случилось. Каждой паре дали отрывок и несколько часов, за которые нужно этот отрывок сделать и показать. Театру необходимо понять твой актерский типаж и возможности (в какие спектакли и на каких героев из репертуара тебя можно будет ввести), взаимодействие с партнёром (с которым ты не репетировал неделями до этого), проверить тебя на умение работать с материалом (ты должен разобраться, что происходит, чего хочу я, чего хочет мой партнёр —проложить, как нас учили, рельсы, чтобы поезд поехал), и умение точно выполнять задачи. После этого опять шел отсев. И каждый следующий тур был в таком же духе, только с новыми партнёрами и отрывками. Но сразу уточню. В каждом театре свои способы набора, и каждый год они могут меняться. То, каким способом набирали в один год, может отличаться от того способа, которым будут набирать в следующем. На турах могут быть и этюды, и тренинги, похожие на те, что делают на первом курсе. Каждый раз по-разному, и надо быть готовым ко всему.

Владислав Владимиров (фото из личного архива актёра)
Владислав Владимиров (фото из личного архива актёра)

"Театр начинается с вешалки", — писал Станиславский. И это не про профессионализм работников гардероба. Это про атмосферу, которую ты ощущаешь с первых секунд, как входишь в театр. Не везде, где мы прослушивались, я чувствовал себя хорошо... Были театры, где у меня возникало лишь одно желание — поскорее уйти. Нет, ничего такого вроде бы не было, во всех театрах с нами вежливо общались, процесс прослушивания был более-менее комфортным. Но при выходе на сцену меня съедало пространство. Ощущение, будто из тебя высасывают всю энергетику. И ты уже ничего не хочешь. Так вот, в Новом Драматическом такого не было и нет. Мне было уютно с самого начала! Театр находится в зелёном районе Москвы, у огромного (размером с Тверь) заповедника. Внутри тоже приятно... но теплее всего — от людей, которые там служат.

Театр — единый живой организм, и каждый человек в нём создаёт его индивидуальность. Актеры, режиссеры, администрация, гримёры, реквизиторы, костюмеры, бутафоры, звуковики и световики, рабочие сцены, охрана... каждый сотрудник вкладывает себя в одно общее дело, каждый помогает каждому. И это не пустые слова. Проработав в МНДТ больше трёх недель, я на себе почувствовал, что в этом театре ты — как дома. Где одна большая семья создаёт интересные вещи. Разве это не здорово? Мало театров могут таким похвастаться, а ведь это в первую очередь влияет на результат. Именно поэтому, я думаю, в театре служат люди с большим творческим диапазоном, для которых в первую очередь важен не статус и синяя галочка в соцсетях, а то, что они создают. Это чувствуется даже когда идёшь по коридору, что уж говорить, когда ты видишь их в работе...

Подводя итог, хочу сказать всем тем, кто только будет через всё это проходить — не волнуйтесь! Самое главное — уже сейчас начинать готовиться, мониторить обстановку, кооперироваться с надёжными людьми, которые не подведут. И, конечно, ходить побольше на спектакли по разным театрам, понимать, чем сейчас дышит театральный мир. Для людей с других специальностей, которые тоже волнуются, скажу только: всё в ваших руках и в вашем таланте, который точно есть (не просто же так вы поступили в институт, и за все это время вас не выгнали?).

... Есть ли жизнь после ВГИКа?.. Конечно, есть! А вот какая — зависит от вас!