Некоторые исследователи культуры в качестве точки отсчёта конца средневековья и начала Возрождения называют 1341 год. И даже точно определяют событие, ставшее поворотным в смене эпох – день, когда младший современник Данте – писатель и философ Франческо Петрарка (1304 – 1374) приехал в Рим, для того чтобы принять участие во вновь возрождённой античной традиции. На ней он был торжественно увенчан лавровым венком, как достойнейший поэт современности.
Присудили ему награду за поэму, написанную на древней латыни. Однако прославился Петрарка, в веках, стихами, которые сочинял, стремясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце» на народном итальянском языке.
Сам их он называл «безделками» - вещами не достойными серьезного внимания, но до конца жизни вносил изменения и редактировал свой поэтический сборник, названный «Канцоньере» («Книга песен»), что говорит о значимости этого труда для самого автора.
Бо́́льшая часть стихов «Канцоньере», по своей форме, являются соне́тами. Соне́т всегда состоит из 14 строк, которые располагаются в строгом порядке: открывают его два четверостишья, а за ними следуют два трёхстишья (14 строк = 4 + 4 + 3 + 3). И почти все эти сонеты посвящены одной теме – любви к некоей донне Лауре.
В колечки золотые ветерок
Закручивал податливые пряди,
И несказанный свет сиял во взгляде
Прекрасных глаз, который днесь поблек,
И лик ничуть, казалось, не был строг —
Иль маска то была, обмана ради? —
И дрогнул я при первой же осаде
И уберечься от огня не смог.
Легко, как двигалась она, не ходит
Никто из смертных; музыкой чудесной
Звучали в ангельских устах слова.
Живое солнце, светлый дух небесный
Я лицезрел… Но рана не проходит,
Когда теряет силу тетива.
Сонет 90
Первая встреча с этой прекрасной дамой, произошедшая в церкви, в апреле 1327 года, оказалась для него поистине судьбоносной и роковой. Любовь, ставшая одновременно и блаженством, и мукой, застала его врасплох, и не покидала уже до конца жизни.
Был день, в который, по Творце вселенной
Скорбя, померкло Солнце… Луч огня
Из ваших глаз врасплох настиг меня:
О госпожа, я стал их узник пленный!
Гадал ли я, чтоб в оный день священный
Была потребна крепкая броня
От нежных стрел? что скорбь страстного дня
С тех пор в душе пребудет неизменной?
Был рад стрелок! Открыл чрез ясный взгляд
Я к сердцу дверь — беспечен, безоружен…
Ах! ныне слезы лью из этих врат.
Но честь ли богу — влить мне в жилы яд,
Когда, казалось, панцирь был ненужен? —
Вам — под фатой таить железо лат?
Сонет 3
Сонеты, вошедшие в «Канцоньере», последовательно описывают все этапы этой неразделённой страсти день за днем, месяц за месяцем и год за годом. В них часто соединяются противоречивые чувства и настроения – счастье и горе, радость и страдание, страстный порыв и философское умиротворение и т.д.
Сеннуччо, хочешь, я тебе открою,
Как я живу? Узнай же, старина:
Терзаюсь, как в былые времена,
Все тот же, полон ею лишь одною.
Здесь чуткою была, здесь ледяною,
Тут мягкой, тут надменною она;
То строгости, то благости полна,
То кроткая, то грозная со мною.
Здесь пела, здесь сидела, здесь прошла,
Здесь повернула, здесь остановилась,
Здесь привлекла прекрасным взором в плен;
Здесь оживленна, здесь невесела…
Все мысли с ней — ничто не изменилось,
Ничто не предвещает перемен.
Сонет 112
Петрарка обыгрывает имя возлюбленной бесчисленное количество раз. Для поэта оно созвучно и с лавром - растением, из которого делали венки неувядающей славы: Laura - laurus. Звуки имени возлюбленной созвучны с блеском нетленного золота: Laura — l’aurea. Для поэта, его любовь - как глоток свежего воздуха l’aura soave — «приятное дуновение». Но она же - напоминание о неумолимом движении времени l’ora — «час».
Трагедией, для поэта, стала внезапная смерть Лауры, в 1348 году, во время эпидемии чумы, охватившей Европу. Однако Петрарка и после утраты возлюбленной, не перестал писать о ней. Поэтому «Канцоньере» состоит из двух неравных частей, которые носят название «На жизнь донны Лауры» и «На смерть донны Лауры».
И если в первой части он описывает свою любовь как чувство абсолютно земное и физическое, не приносящее полной радости и удовлетворения, то во второй части эта любовь приобретает черты любви идеальной – небесной и духовной, дарящей поэту ощущение покоя и блаженства.
Ты смотришь на меня из темноты
Моих ночей, придя из дальней дали:
Твои глаза еще прекрасней стали,
Не исказила смерть твои черты.
Как счастлив я, что скрашиваешь ты
Мой долгий век, исполненный печали!
Кого я вижу рядом? Не тебя ли,
В сиянии нетленной красоты
Там, где когда-то песни были данью
Моей любви, где плачу я, скорбя,
Отчаянья на грани, нет — за гранью?
Но ты приходишь — и конец страданью:
Я различаю по шагам тебя,
По звуку речи, лику, одеянью.
Сонет 282
Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, подписаться на канал и посмотрите видео на эту тему:
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.
Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:
Эпоха Возрождения. Особенности и достижения
Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто
Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?
Чистилище Данте - путь спасения
Рай Данте - обитель Света и Любви
Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет
Джованни Боккаччо и его "Декамерон"
Медичи - правители Флоренции
Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры
Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"
Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?
Мазаччо - первый художник Ренессанса
Боттичеллевское настроение
Загадки Леонардо. Что мы знаем о гении?
Тайны "Тайной вечери" Леонардо да Винчи
Опять Джоконда?!
Рафаэль Санти - "певец Мадонн"
Рафаэль в Риме
Рафаэль - архитектор, скульптор и поэт
Микеланджело Буонарроти - скульптор. Молодость
Микеланджело Буонарроти - живописец. Зрелость
Микеланджело Буонарроти - архитектор. Финал
Микеланджело - поэт
Венеция принимает эстафету
Загадки Джорджоне