Это сверхактуальная проблема в сегодняшней реальности для большинства родителей. Наши тинейджеры проводят «в телефонах» огромное количество времени. Они перестают воспринимать происходящее вокруг них, хамят, закатывают истерики. Они теряют интерес к жизни. Плохо едят, плохо спят, перестают учиться, даже начинают воровать деньги!
То есть на лицо полноценная зависимость. Если Вы в этом еще сомневаетесь, то могу Вас уверить, что ребенок, у которого резко отбирают все гаджеты после продолжительного использования (взрослый, кстати, тоже), испытывает, самые что ни на есть, полноценные ломки! У него крутит мышцы, ломит кости, болит голова, его тошнит, тело начинает зудеть… Не верите? Попробуйте в наш информационный век по-настоящему отключить ВСЕ источники информации: телевизор, компьютер, телефон… Полностью. На 100%. На второй или третий день Вы, взрослый человек, почувствуете эти симптомы! Чего же Вы хотите от ребенка?
При этом запретить и отобрать тоже не работает. Сейчас гаджеты есть у всех. У 90-100% приятелей и знакомых вашего ребенка независимо от его возраста есть либо свои смартфоны, либо доступ к родительским. Ну или на худой конец ноутбук. И ваш ребенок абсолютно точно найдет, у кого стрельнуть телефон или хотябы у кого за плечом постоять и посмотреть, как он играет.
Кстати, некоторые детки делают на этом бизнес, беря за 10-15 минут телефонного времени 50-150 рублей!
Что же происходит с ребенком во время игры на телефоне или просмотра «тик-ток»?
Вы когда-нибудь задумывались чем мечты отличаются от иллюзий? В толковом словаре Ожегова даны замечательные определения.
Мечта. 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. 2. Предмет желаний, стремлений.
Иллюзия. 1. Обман чувств, нечто кажущееся; болезненное состояние, ошибочное восприятие явлений, предметов. 2. Нечто несбыточное, мечта.
Посмотрите, в некоторой степени эти понятия здорово пересекаются и становятся слабо отличимы друг от друга. Вспомните себя, когда Вы в детстве зачитывались Крапивиным или Дюма или Булычевым? Вроде бы Вы МЕЧТАЛИ, представляя себя в роли Алисы, путешествующей в межзвездном пространстве, но при этом восприятие реальности несколько искажалось.
Вы заигрывались, натыкались иной раз на углы, забывали выполнить родительские поручения…
Вы представляли, как Вы вызываете на дуэль противную Машку (Таньку, Светку…, вставьте нужное имя), как Вы ее побеждаете, как ей стыдно… А на следующий день в школе вдруг оказывалось, что эта дуэль была только в Вашей голове, а противная Машка как ни в чем не бывало издевается на Вами, задирает и настраивает против вас других ребят.
То есть происходил срыв в иллюзии!
Я везде пишу «Вы», но это не значит, что я сама в детстве чем-то отличалась от вас, дорогие родители современных ребят.
Давайте вернемся к нашим деткам. Ведь гаджеты с ними делают то же самое, что книжки делали с нами, только быстрее, сильнее и глубже. Для чтения хоть какие-то умственные усилия надо прилагать, а для игры на телефоне даже этого не надо. Ты просто и сразу получаешь прекрасный воображаемый мир, где у тебя уже есть все и для это не надо прикладывать никаких усилий. Ты там уже сверхчеловек со сверхспособностями, способный решить любую проблему. Обратите внимание, женщины – любительницы сериалов, сериалы точно также без усилий погружают нас в такой же прекрасный воображаемый мир, в котором уже есть все.
Как же уберечь наших деток от срыва в иллюзии?
Представьте себе, что пока Вы сами подвержены подобным срывам, пока Вы сами «улетаете в мечты», смотрите сериалы или «тупите в телефон», чтобы отвлечься от насущных проблем… НИКАК!
Ведь это именно Вы задаете ребенку сценарий: есть проблема – надо отвлечься! Кроме своей семьи, кроме мамы и папы ребенку больше негде подглядеть подобные модели поведения.
Так что, если хотите иметь успешного жизнерадостного энергичного любознательного ребенка, в первую очередь, выходите из иллюзий сами и возвращайте себе способность быть успешными, жизнерадостными, энергичными и любознательными!
Только когда мама (в первую очередь мама!) будет излучать счастье, ребенку не захочется сбегать в гаджеты от общения с ней. Только когда мама и папа будут транслировать ребенку, что любую проблему можно решить (не детскую, заметьте, а свою, взрослую), только тогда ребенок сможет прямо смотреть на свои проблемы и решать их.
А пока «у папы проблемы на работе» и он каждый вечер пьет пиво, чтобы «расслабиться», а у мамы тревожность, что папу вот-вот уволят и семье не на что будет жить и она «сбегает» от этого в разговоры с подружками, смотрение сериалов и «тупление в телефон», у ребенка нет другого сценария поведения! Все что он знает и наблюдает: есть проблема – надо сбежать, не думать о ней, занять свой мозг иллюзиями прекрасной жизни.
Так что, дорогие родители гаджетозависимых детей, начинайте «лечение» ваших детей с себя! Учитесь решать свои проблемы, чтобы дети, глядя на Вас, учились решать свои!
Есть еще очень много аспектов этого вопроса. Если у вас, моих подписчиков и читателей, будет интерес к теме, я ее продолжу. Комментируйте, высказывайте свое мнение, задавайте вопросы.
Если Вам нужна помощь в вопросе гаджетозависимости ваших детей, обращайтесь! Записывайтесь на консультацию в комментариях под этим постом или пишите в личные сообщения.