Найти в Дзене

Как бороться с рекламой в почтовых ящиках

Никто не поспорит с тем, что реклама сама по себе является двигателем торговли. Важно понимать, что распространение брошюр в жилых домах очень выгодно многим организациям, потому вряд ли удастся добиться того, чтобы в ваш дом вообще не поступали рекламные плакаты. В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга),

Никто не поспорит с тем, что реклама сама по себе является двигателем торговли. Важно понимать, что распространение брошюр в жилых домах очень выгодно многим организациям, потому вряд ли удастся добиться того, чтобы в ваш дом вообще не поступали рекламные плакаты.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

Реклама в подъездах жилых домов встречается повсеместно. Многие компании готовы воспользоваться таким методом, поскольку он является доступным, эффективным и довольно простым по сравнению с другими видами рекламы.

С рекламодателями, которые заваливают почтовые ящики жильцов рекламными листовками, бороться трудно, но есть варианты.

Куда жаловаться? Как бороться?

В отдельных случаях неправомерное распространение рекламы можно пресечь, обратившись с жалобой в антимонопольный орган. Чтобы повысить шансы на положительное рассмотрение жалобы, стоит указывать в качестве нарушения не использование общедомового имущества, а содержание рекламы, которое нарушает закон, например:

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы:

в рекламе медицинских услуг нет информации о наличии противопоказаний,

в листовке про акцию не указан срок её проведения и место, где почитать её полные правила,

рекламируются услуги по написанию дипломных работ,

рекламируется крепкий алкоголь,

существенно искажен смысл информации, чем потребители вводятся в заблуждение.

В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте

В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.

Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.

Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территориями указанных организаций.

Не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Таким образом при размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Имеются положительные решения по данным вопросам:

1. Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю привлекло к административной ответственности ИП, который нарушил законодательство о рекламе (определение № 027/04/14.3 – 315/2021).

Антимонопольная служба расценила распространяемы буклеты как рекламу доставки блюд китайской кухни при дистанционном способе продажи исходя из следующего:

- договор розничной купли-продажи может быть заключён на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи или иными способами, которые исключают возможность для потребителя непосредственного ознакомиться с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) (п. 2 ст. 497 Гражданского кодекса РФ);

- продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты (п. 12 Правил продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи № 2463);

- договор при заключении дистанционным способом считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.

ИП был привлечён к административной ответственности из-за нарушения требований статьи 8 ФЗ «О рекламе». Согласно этой норме, при доставке блюд в рекламе должна быть указана информация о наименовании, месте нахождении, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица, либо сведения о фамилии, имени, отчестве, ОГРН индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу товаров дистанционным способом.

Однако в буклетах, которые распространял магазин, такие сведения отсутствовали.

Также в рекламе магазина разливных напитков «Весёлый папа» сообщается о проведении акции, которая направлена на привлечение внимания к продавцу алкогольной продукции. Магазин нарушил ч. 2.1. статьи 21 ФЗ «О рекламе», которая допускает рекламу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов только в стационарных торговых объектах.

Антимонопольный орган отметил, что магазин «Весёлый папа»:

предлагает широкий ассортимент спиртных напитков;

известен в городе Хабаровске как сеть магазинов;

ассоциируется у потребителей именно с алкогольной продукцией, а не с иными напитками;

в традиционном понимании формирует интерес потребителей к спиртному;

для потребителя однозначно и непосредственно предлагает возможность приобрести в магазине алкогольную продукцию, даже если в рекламе не указано наименование или изображение такой продукции.

Следовательно, реклама, которую магазин распространяет через почтовые ящики, нарушает положения части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления. Такое предупреждение должно занимать не меньше десяти процентов рекламной площади (части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе»).

В нарушение этой нормы реклама магазина не содержит предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.

Надзирающий орган привлёк ИП к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.3 КоАП РФ — за нарушение законодательства о рекламе.

С учётом того, что ИП не отрицал свою вину, не причинил вред жизни и здоровью людей, правонарушение совершил впервые, УФАС ограничилось вынесением предупреждения в адрес предпринимателя.

2. Другой распространитель рекламы в МКД был привлечён к административной ответственности по жалобе жильцов в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (постановление N 010/04/14.3.1 – 977/2020).

ИП раскладывал рекламные листовки в почтовые ящики и развешивал их на входных дверях квартир МКД в г. Петрозаводске. Листовки прямо рекламировали табачные изделия и приспособления для курения.

Несмотря на наличие предупреждения о вреде курения, антимонопольная служба нашла в рекламе нарушение требований части 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Контролирующий орган руководствовался тем, что реклама — это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Антимонопольный орган признал: сведения в листовках полностью подпадают под определение рекламы с учётом того, что информация:

- публично распространена путём использования рекламных листовок;

- адресована неопределённому кругу лиц;

- формировала или поддерживала интерес к табачной продукции и продвижению её на рынке;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – табачной продукции, кальянам, трубкам, которые продавал магазин.

Федеральный закон «О рекламе» не допускает рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок (ч. 8 статьи 7).

При рассмотрении дела комиссия УФАС установила, что рекламные листовки делают акцент на наличии «Более 300 видов сигарет и сигарилл, более 100 видов сигаретных и трубочных табаков по приятным ценам».

Как указало УФАС, российское законодательство не позволяет распространять рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигарной бумаги, зажигалок любым способом.

Комиссия Карельского УФАС России отклонила довод предпринимателя о малозначительности административного правонарушения. Она сослалась на медицинские и социальные аспекты курения и посчитала, что несоответствие рекламы требованиям законодательства побуждает людей к отказу от здорового образа жизни.

На ИП за совершение административного правонарушения, которое предусмотрено ч. 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ был наложен административный штраф в размере 10 000 р.

3. Управление федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Татарстану выявило признаки нарушения закона в рекламе в приложении McDonald’s и в ресторане на Федосеевской улице в Казани.

По данным ведомства, в честь открытия нового ресторана на Федосеевской объявили скидку на Coca-Cola объемом 0,4 л — напиток предлагался бесплатно при заказе от 100 руб. Но при приобретении выяснилось, что в реальности в заведении дарят напиток объемом 0,25 л.

На запрос ФАС в ресторане сослались на техническую ошибку, из-за которой 0,25 л в рекламе превратились в 0,4 л. Служба квалифицировала рекламу как недостоверную и начала административное расследование. Ресторану грозит штраф до 500 000 руб.