Слово "коллектор" некоторыми людьми воспринимается как что-то незаконное и ужасное. В их понимании это люди, которые не брезгуют угрозами моральными и физическими в адрес должника или его родственников с целью получения долга. Коллекторские фирмы скупают долги людей в банках или микрофинансовых организациях, и их задача – "выбить" их с клиентов.
Но коллекторы обязаны работать по закону. В 2021 г. в закон были внесены изменения, направленные на охрану спокойствия граждан. В частности, теперь коллектор не имеет права названивать клиенту ночью, сообщать о долге родственникам должника, угрожать и мн. др.
Прошли времена, когда деятельность коллекторов была за правовым полем и не регулировалась законом. Тогда финансовые организации на основе договора брали на работу спортивных молодых людей, которые не гнушались ничем, чтобы "выбить" с должника деньги. Дело доходило до рукоприкладства, преследования, доведения до самоубийства. Только закон о коллекторах, вышедший в 2017 г., прекратил этот произвол. Он был первым в стране государственным регулятором работы коллекторских компаний в России. Появились определенные рамки, за которые выходить было нельзя, а при нарушении правил была определена ответственность.
Что могут делать коллекторы по новому закону?
Теперь финансовая организация не имеет права просто так продать долги своих должников. Это возможно лишь в случае, если такой пункт есть в кредитном договоре между клиентом и финорганизацией. При отсутствии в договоре этого пункта, должник вправе оспорить в суде передачу своего долга коллекторам. Это повод внимательно читать договор перед подписанием, особенно если речь идет о кредите на крупную сумму.
Часто у должника возникает вопрос, откуда коллекторы взяли его номер телефона, другие персональные данные? Все это есть в договоре, и по этой причине его тоже нужно изучать. Финансовые компании в договорах обязательно требуют "галочку" напротив пункта о согласии заемщика пользоваться его персональными данными, поэтому коллекторы получают их на законном основании.
По закону коллектор имеет право:
- Делать звонки на один номер 2 раза в неделю и не больше одного звонка в день, причем, только в рабочее время.
- Отправлять СМС, почтовые или голосовые сообщения не больше 2-х раз в день 4 раза в неделю.
- Приходить домой или на работу к должнику раз в 7 дней и только сам, а не в сопровождении других сотрудников.
- Информация о размере долга не должна фигурировать при общении с коллегами и родственниками должника.
- Взыскание долга должно быть без применения психологического, и тем более физического насилия.
Работа адекватного коллектора сводится не к тому, чтобы вынудить человека срочно отдать долг, а к тому, чтобы проинформировать человека о размере долга, проконсультировать его по возникшим вопросам, провести реструктуризацию задолженности при желании клиента, предложить какой-то бонус в качестве стимула для возврата задолженности.
Если у клиента один долг, беспокоить его по возврату может только одна коллекторская компания в определенный период времени. Дальше долг может перекупить другая компания.
Запреты
Коллекторам запрещено:
- использовать физическую силу к должнику, вплоть до обычных прикосновений;
- использовать в общении повышенный тон и мат, хамить, угрожать, шантажировать и применять психологические методы воздействия;
- наносить ущерб имуществу должника - делать надписи в его подъезде, на двери, заборе, что-то ломать;
- отбирать собственность;
- целенаправленно врать, вводя в заблуждение;
- вредить здоровью и жизни должника или его родственникам.
Звонки должнику запрещено делать со скрытого номера, а во время общения звонящий обязан назвать себя, а также компанию, на которую он работает. Все звонки записываются, и эти аудиоматериалы могут использоваться в суде или ФССП, в случае, если должник захочет пожаловаться на нарушение своих прав, хамское поведение и угрозы коллектора. Должник может подать в суд на коллекторскую компанию и добиться наложения не нее штрафа, лишения права на работу, исключения из ФССП-реестра.
Коллектору запрещено звонить:
- беременным;
- мамам грудничков до 1,5 года;
- инвалидам первой группы;
- людям на лечении в больнице.
Если этим категориям граждан надоедают коллекторы, нужно обратиться в ближайшее отделение ФССП, так как именно оно регулирует работу коллекторских фирм.
Может ли коллектор подать в суд?
Коллектор имеет право пойти в суд за судебным приказом. Должник в суд не приглашается, а решение выносится на основании документов о долге. 10 дней есть у должника для того чтобы оспорить решение. Если этого не сделать, взыскатель обратиться к приставам. Сотрудники ФССП откроют исполнительное производство, и смогут взыскать долг разными способами:
- арестовать счет в банке, карту, депозит;
- сообщить о задолженности на работу;
- списывать частично деньги с зарплаты;
- описать личное имущество;
- ввести ограничение на выезд должника за границу.
Коллектор не может бесконечно надоедать должнику. На это у него есть всего 3 года. Таков срок давности иска, касающийся долга. Если в течение этого времени коллектор не заявит о просрочке по кредиту, должник может подать протест со ссылкой на срок давности, который уже истек. Суд закроет дело, возвратив иск взыскателю.
Регуляторы коллекторских фирм
Деятельность взыскателей в правовом поле ФССП. Она же ведет реестр таких компаний. Проверяет работу коллекторов в Национальной Ассоциации профессиональных коллекторских компаний.
Нарушения закона коллекторами караются штрафами:
- до 200 тыс. руб./приостановка деятельности на год при обнаружении ошибок сотрудника/кредитной компании;
- до 500 тыс. руб. при ответственности юридического лица: банка, МФК, коллекторов.
Иногда нарушения носят массовый характер и бывают настолько серьезными, что наказание за них становится уголовным. У уголовной ответственности привлекает прокуратура и правоохранительные органы.
После поправок в законодательство, у коллекторов стало меньше прав и больше обязанностей, поэтому такого беззакония, как раньше, больше не будет.