Найти тему
OLGA NEWS

Чтобы и врач, и пациент остались довольны, или о вавилонском столпотворении.

иллюстрации из интернета, с общедоступных ресурсов.
иллюстрации из интернета, с общедоступных ресурсов.

Уже надоело вам, наверное, читать одно и то же о взаимоотношениях пациентов и врачей, да? А эта… всё пишет и пишет. Ну, да я бы и не писала, если бы хоть что-то хоть немножечко сдвинулось с мёртвой точки.

Сегодня я напишу про вавилонское столпотворение. Нет-нет, вы всё правильно прочитали. Именно о нём. Помните эту историю, да? Люди решили построить башню размера овердох и тем посрамить архитектурные способности самого Всевышнего. Всевышний, понятно, не стерпел конкуренции и наказал дерзновенных, отняв у них то самое СЛОВО, которое было вначале. Теперь каждый называл одно и то же разными именами, люди перестали понимать друг-друга, перессорились, и строительство их превратилось в навсегда замороженный объект. Вспомнили, да?

Вот и у врача с пациентом зачастую та же проблема – каждый не может правильно говорить изо рта о том, что думает в голове. Я об том уже и прежде упоминала, но теперь остановлюсь подробнее.

Итак, начнём с начала. Вы – пациент - приходите на приём. Приходите без записи (так вышло) и в кабинет стараетесь пройти без очереди (потому что, понятно, когда врач примет всех записанных, возможно, приём уже закончится, и вы, прождав в коридоре несколько часов, получите фигу). Самому врачу, в общем, всё равно, кого принимать, ему лишь бы общее количество больных не превысило его возможности по приёму в отведённое время, поэтому все споры такого рода ему не нужны совершенно, тем более в кабинете. Причём, если вы его призовёте в качестве третейского судьи, он, скорее всего, встанет на сторону записанного. Просто потому, что, если лимит будет превышен, отказать в приёме записанному технически труднее, чем незаписанному.

Отсюда: чтобы попасть-таки в кабинет, вам нужно ДОКАЗАТЬ, что вы реально должны туда попасть. Доказать словами изо рта. И все разговоры про «да к вам не запишешься» - это не то. Понимаете, врачу нужно донести не то, что у вас проблемы попасть на приём, а то, что у него будут проблемы, если он вас не примет. Не поймите превратно – не с Минздравом проблемы, тут он чист совершенно, поэтому грозить ему в такой ситуации жалобами – занятие дурацкое. Проблемы с вашим здоровьем, которое потребует более серьёзного вмешательства, и сего, врача, совестью, когда вы будете являться ему по ночам и молча с упрёком глядеть тоскливым мёртвым взором. Так что вкратце, в двух словах, объясните ему, почему вас срочно нужно принять, и почему это не терпит до нормальной записи. И не врите. Кстати, фраза: «я готов оплатить ваше время» - тоже работает, особенно если это предусмотрено прейскурантом платных услуг.

Дальше: вы таки-попали в кабинет, и врач спросил вас, на что жалуетесь. Ответьте ему прямо и откровенно – например: «доктор, мне кажется, что у меня ковид, и мне осталось жить два понедельника». Он, конечно, спросит, почему так кажется. Расскажите, почему. Даже если он вам после этого скажет «ну, и приходите в следующий понедельник», не агритесь, а спросите: «а до него что мне делать?». Какой-то дельный совет вы, скорее всего, получите. Потом идите в регистратуру и записывайтесь на следующий понедельник. Если нет места, смело говорите «доктор обещал принять» - пусть пишут на срочный приём ( а доктору отвечать за свои слова, обещал - так обещал).

Теперь доктору: прежде, чем наотрез отказать в приёме из-за нехватки времени, поставьте себя на место больного. Понятно, что он нервничает. У него смерть на очереди, а вам – видите ли – недосуг. Будет жалоба – к гадалке не ходи. Поэтому хоть вкратце, прежде, чем отказать в приёме наотрез, окажите этакий блиц-приём, буквально в дверях и на ходу - «на черновичок» хотя бы узнайте, в чём там дело – вдруг и правда? А нет, объясните ему, по крайней мере, что всё не так плохо, поручите какое-нибудь важное дело, назначьте что-то из раздела «не навреди» и назначьте нормальный приём в ближайшее возможное время. При любом раскладе, у вас будет, как минимум, закрытый случай из двух посещений, если найдёте время забить в МИС хоть что-то.

Но, допустим, приём состоялся. Врачу стоит уделить пол-минуты неотрывного внимания свободному рассказу пациента. Главное – контакт глаз. Дальше уже можно расспрашивать, акцентируясь на важном, но пол-минуты пусть поговорит сам. Пациенту в эти пол-минуты нужно сказать главное. Не начинать «аб ово» - врач потом, скорее всего, спросит о подробностях развития вашей болезни – не стыдиться, не думать, что это, может быть неважно – вам всё равно не разобраться, что важно, а что нет, говорите, что важно для вас. Что важно для него, врач сам спросит.

Бесит, когда на вопрос: « на что жалуетесь?», - пациент отвечает: «а на что я должен жаловаться?». Да ни на что не должен. Здоровым человеком быть должен. Но раз вы пришли, то ведь, наверное, не просто так пришли. Вот об этом и говорите. О том, чего не было, но появилось, о том, что было и исчезло – словом, о том, что вас, собственно, привело.

Врач, задавая вопросы типа: «а был ли у вас половой контакт с сифилитиком» или « а не болела ли шизофренией ваша мама» должен такие вопросы предварять хоть милипусечным объяснением, для чего их задаёт. Иначе он выглядит любопытствующим хамом. Например: «похожие симптомы могут передаваться по наследству - у ваших родителей или других родственников не было ничего подобного?» Или "есть похожее заболевание, передающееся половым путём – у вас был незащищённый половой контакт за последний месяц? да, с мужем тоже считается, заболевание может протекать длительно и скрыто, человек о нём не всегда знает; конечно, это, скорее всего, что-то другое, но я обязан исключить; только с мужем? поймите, я не из любопытства спрашиваю, и мне важно не само это обстоятельство – ваша жизнь только ваше дело, не моё - а только сама возможность заражения, чтобы не ошибиться с диагнозом – речь о вашем здоровье, и, разумеется, все ваши данные останутся строго конфиденциальны " ( и чтобы так и было). Пациенту, понятное дело, лучше в такой ситуации не врать.

Также не надо врать, принимаете ли вы лекарства, соблюдаете ли вы диету –врачу совсем не интересно поругать или похвалить вас. ему важно, учитывать, оценивая ваше состояние, действие препарата или вы его не пьёте.

Врачу: избегайте оценок и упрёков. Если пациент не пьёт лекарства, у него, скорее всего. есть на это веская причина – постарайтесь не выговаривать ему за ослушание, а тактично узнать, какая, и выработать какое-то совместное решение по её преодолению.

Заодно и прямо сразу, назначая лечение, не будьте директивны: предлагайте, а не диктуйте, советуйтесь с пациентом, информируйте его о возможных нежелательных явлениях и почему ими нужно в данном случае пренебречь. Вы ведь отпускаете его на самоконтроль, то есть фактически он вам и сам себе теперь палатная сестра. То же самое, назначая обследование. Не просто : «пройдите флюорографию» или «идите к окулисту», а «я хочу убедиться, что у вас нет изменений в лёгких» или «меня беспокоит состояние вашего глазного дна – могут быть противопоказания к приёму таблеток, пусть окулист посмотрит».

Пациенту: если вас направили на обследование, идите и не питюкайте. Направили – значит, надо. Если сами хотите, а вас не направляют, объясните, чего хотите и, главное ЗАЧЕМ. Аргумент «вдруг там чего» - не подходит.

Врачу: объясните, почему не надо, почему нецелесообразно, объясните, что ничто не помешает вам назначить данное обследование, если понадобится. Честно признайтесь, что не помешало бы, но ОМС не оплатит.

Пациенту: если ОМС не оплатит, не надо выдавливать с врача внеочередную квоту – либо платите сами, либо просите, чем можно адекватно заменить бесплатно. Всё равно он за вас платить не будет, а достанете - наживёте уже не враЧа. а враГа. Врачу: смотрите результаты обследования, доносите до больного, что оно вам понадобилось. Не оставляйте у него впечатления, что его просто «пинали по кабинетам».

Теперь о лечении. Если есть противопоказания, другие назначения, пациент, говорите о них врачу сами. Ну, нет у него времени часами вылистывать вашу толстенную карту в поисках и расшифровке коряволапковых записей других коллег. Скажите сами, что принимаете постоянно. Врачу: и всё-таки вылистывайте и спрашивайте. Не то есть большой шанс назначить пациенту взрывоопасный коктейль.

Пациент, после прочтения аннотации вместо мысли: «вот дурак. назначил, а мне это нельзя» и выбрасывания таблеток в унитаз, подчеркните сомнительные места, придите к врачу ещё раз, спросите по их поводу – очень может быть, что вы что-то неправильно поняли. Врачу: если налажали, просто извинитесь и замените. Сможете пристойно оправдаться - флаг в руки, нет - просто извинитесь и замените. Лучше спрашивайте заранее и сами просматривайте аннотации того, что назначаете нечасто.

Пациенту: если придя в аптеку, увидели, что за препарат нужно отдать ваш годовой заработок, не берите сразу аналог, позвоните врачу ( вы, кстати, заметили, что где-то я пишу "придите", а где-то «позвоните», потому что позвонить быстрее, а в МИС такую консультацию всё равно безопасно занести, поэтому врачу: пусть у пациента будет какой-то ваш доступный в рабочее время телефон, пациенту: пользуйтесь им только в крайнем случае, вы врачу не томагочи). Лучше на приёме заранее постарайтесь уточнить «цену вопроса» - это обоим неплохо. В сети есть нужная информация. Если пациент неплатёжеспособен , сразу ищите альтернативу. Врачу: а лучше сразу предложите альтернативу, если знаете. Пациенту: а вы не жмитесь, покупая препарат, качественное лекарство – ещё важнее, чем качественный коньяк, вы же не берёте бормотуху за двести рублей, марочные вина предпочитаете, вот и с лекарствами так же.

Врачу: назначьте следующую явку, не отпускайте больного в никуда, скажите ему, что он должен делать не только завтра, но и через месяц. Озвучьте ему прогноз его заболевания и перспективы лечения. Скажите, что делать, если что-то пойдёт не так, и что делать дальше, если пойдёт так.

Пациенту: возвращайтесь. Помогло лечение, не помогло, сами бросили, что-то другое принимали – вернитесь к врачу, расскажите о своих похождениях, спросите, что делать дальше, если не помогло или если помогло, но недостаточно. Будьте готовы, что вас за самоуправство не похвалят ( врачу: напоминаю, никаких оценок). Если выздоровели, позвоните или заскочите, скажите: «Доктор, я – Петров, я здоров, спасибо вам огромное!». Подарите цветы, если ваше здоровье того стоит. Не в виде взятки – в виде благодарности. Врачам редко дарят цветы. Мужчине тоже можно – жену порадует. А можно тортик. Но, впрочем, и "спасиба" будет вполне достаточно. И не говорите, что "это их работа". У всех есть работа, но говорить за неё людям "спасибо" - нормально. Кассирам в "Пятёрочке" говорят "спасибо", получив чек, слесарю говорят "спасибо", пилотам аплодируют, актёрам дарят цветы и аплодируют, учителям дарят цветы, прощаясь с ними. Думаю, что и прощаясь с врачом, нормально подарить ему цветы (аплодировать, может, и не стоит).

Вот такая примерно схема словесной коммуникации между врачом и пациентом – заметьте, при таком раскладе завотделением, главврачу и Минздраву с Путиным в схеме просто нет места, только врач и пациент – два партнёра в одном важном деле: возвращение пациенту утраченного здоровья.

-2