Эта моя история о том, как восемь лет – представьте только! – они шли сквозь первозданную тайгу. Именно столько бамовцы в 1960-х годах строили железнодорожную ветку в Иркутской области от станции Хребтовой на Усть-Илимск длиной 214 км. На укладке путей там и в 50-градусные морозы, и в жутко кишащее гнусом жаркое лето работали женские бригады.
Начну с цитаты Николая Кульбаки, экономиста, доцента Российской академии народного хозяйства и госслужбы. Анализируя высказывания в интернете людей, заставших советское время и активно ностальгирующих по СССР, эксперт с удивлением сделал для себя вывод, что большинство из них принадлежат к так называемому сильному полу.
«Попытка разобраться в этом феномене приводит к неожиданному на первый взгляд выводу. Советский Союз был исключительно мужским миром. Конечно, мир вокруг нас и сейчас не очень-то дружелюбен к женщинам, и это касается не только России. У нас существуют сугубо мужские отрасли, куда женщине входа нет, например железнодорожный транспорт, строительство или армия.
Но если посмотреть на историю СССР, то выяснится, что и его система практически полностью игнорировала существование женщин (которых было в стране намного больше). Нет, безусловно, по части эмансипации советские женщины были впереди планеты всей. Они работали везде: и на укладке шпал, и на уборке урожая, и в цехах, и на транспорте. Только вот история этого великого и тяжелого труда, увы, так и осталась ненаписанной…».
Поэтому хочу предложить читателям канала «Иркмотор» одну такую страничку истории.
Людмила Павлюкевич из поселка Железнодорожного Иркутской области – одна из тех десятков тысяч советских граждан, что строили Байкало-Амурскую магистраль. В гостях у нее побывала наша коллега Наталья Иванишина.
Людмила Михайловна – легендарная женщина, участвовала в строительстве железной дороги от станции Хребтовой на Усть-Илимск. Вместе со своей самоотверженной бригадой, состоявшей практически только из женщин, она прошла все 214 километров магистрали. На это ушло восемь лет.
Хроника строительства линии Хребтовая – Усть-Илимская:
- Январь 1966 года – началась прорубка просеки от Хребтовой на Усть-Илимск.
- 27 декабря 1970 года открыто сквозное движение поездов.
- 4 ноября 1973 года – линия на отлично принята в постоянную эксплуатацию.
Укладка шпал – самая женская работа
Вообще, официально БАМ начался в 1974 году, но еще за десять лет до этого молодежь со всех уголков страны стала съезжаться в Сибирь по комсомольским путевкам. В начале 1960-х прошлого века началось строительство железнодорожных магистралей, которые соединили будущие промышленные центры со всей страной. Одной из таких легендарных магистралей и была ветка Хребтовая – Усть-Илимская.
Для Людмилы все началось на станции Зяба под Братском, куда в 1963 году она приехала с Украины. Тогда ей не было и 18 лет. Сразу определилась в бригаду монтеров.
В зной и трескучие морозы бригада работала на укладке путей: подбивала шпалы под рельсы, засыпала между ними щебенку.
Самым трудным было сверлить шпалы из твердой лиственницы.
Чуть зазеваешься, упустишь дрель, и ватные штаны тут же на нее замотает. Нередко приходилось девчатам выгружать из вагона и переносить шпалу весом под 70 килограммов.
- А мороз аж трещал! Туман стоял по две недели, а мы работали не покладая рук, – рассказывает Людмила Михайловна. – Рабочий день заканчивался, а бригадир Виктор Лакомов, которому потом было присвоено звание Героя Социалистического Труда, уговаривал: «Ну, девочки, надо разметить еще одну шпалу…».
Мы все понимали, ведь объект надо было сдать в срок, а то и досрочно.
А летом едкий креозот
– маслянистая жидкость с сильным запахом, которой пропитывали шпалы, – стекал прямо на одежду. Тогда мы пошили специальные фартуки. Хоть и тяжело было, но я и не хотела уходить на какие-то другие участки.
– С детства не боюсь работы, – утверждает Людмила Михайловна. – Семья наша пережила голодные послевоенные годы. И после седьмого класса я, чтобы помогать родителям, пошла дояркой на ферму. Хотела стать зоотехником, даже поступила в техникум, а тут узнала, что по комсомольской путевке можно поехать на БАМ. Так и сделала свой выбор. Как оказалось, раз и на всю жизнь.
В том же 1963 году Людмила вышла замуж. Супруг Иван
также по комсомольской путевке приехал из Белоруссии.
Работал сначала плотником на Кежемской станции, потом водителем на подъемном автокране.
- У меня была длинная густая коса, – Людмила Михайловна вспоминает, как познакомилась с мужем. – Любила надевать украинскую вышитую кофточку и штапельную юбочку-шестиклинку. А еще я гордилась, что у меня, такой еще «зеленой», уже были дорогие наручные часы. Отец выиграл их в лотерею и подарил мне перед отъездом. Такой меня Ваня и увидел.
Когда мы приехали на стройку,
весть пронеслась, что хохлов привезли.
И парни подошли с нами знакомиться. Иван потом рассказывал: «Смотрю, с косой девка, вроде ничего». Так и стали встречаться.
Встречались недолго и вскоре на товарном поезде поехали расписываться в Кежемский сельсовет. Потом молодой паре дали в общежитии маленькую комнату. В 1964 году родился первенец – сын Виктор. Людмила Михайловна до сих пор помнит, как он появился на свет. Работала до последнего срока, и вот муж отправил ее на товарняке рожать в Братск.
- Схватки начались по дороге, мучилась долго.
Машинист испугался, что я рожу прямо в поезде.
Но смогла дотянуть до роддома! Когда Вите исполнилось девять месяцев, отвезла его к маме и опять вышла на работу.
В это время строительно-монтажный поезд № 219 переехал на станцию Хребтовую. Строительство железнодорожной линии Хребтовая – Усть-Илимская осуществляли несколько строительно-монтажных поездов. Единый прорабский участок по укладке железнодорожных путей возглавлял Александр Куменок, в дальнейшем ему будет присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Бригада, в которой работала Павлюкевич, продолжала трудиться на укреплении железнодорожного плотна и бороться со сложным рельефом. Если встречался поворот, то шпалу с рельсом надо было поднимать над землей на 30-40 сантиметров. А потом подбивать все домкратом, который весил 20 кг.
- Домкраты были винтовые, – вспоминает Людмила Михайловна. – На него ложился ключ, крутишь его вдвоем, чтобы рельсу поднять. Механизм этот в морозы не выдерживал, ломался.
Механизмы ломались, но не люди,
которым приходилось жить в полевых вагончиках по три семьи: шесть полок на шесть человек. Людмила Павлюкевич вспоминает, что было очень холодно, спали в одежде, валенки, стоявшие в ряд в крошечном коридорчике, едва подсыхали.
В феврале 1967 года началось строительство железной ветки на участке Диабазовая – Усть-Илимск. Этим отрезком пути руководил Владимир Удовиченко. А в 1969 году штаб строительства уже располагался в поселке Железнодорожном. Осваивались на новом месте и первопроходцы.
Семью Павлюкевич в поселке поселили в бараке на улице Гагарина. В 1972 году у них родилась дочь Марина. На этот раз Людмила задержалась в декрете всего на два месяца. Какое-то время поработала банщицей, а потом, когда дочку устроила в детский сад,
опять вышла монтером в родную бригаду.
- Уставали, конечно, – говорит Людмила Михайловна. – Вставали в пять утра, собирали сумку с обедом – и на вахту. В перерывах кушали в вагончике, а когда и просто сидя на путях. Все «удобства» – на свежем воздухе. С работы приезжали на шести переполненных автобусах, сразу бежали в детский сад за детьми, потом с ними шли в магазин прямо в ватниках, там еще надо было отстоять очередь за продуктами.
Но несмотря ни на что, находили время и в клуб на танцы сходить, и в кафе посидеть, и в хоре попеть. Народ был очень сплоченный! Отмечали дни рождения весело, работали с песнями, никогда не унывали.
А Людмила Павлюкевич успевала еще работать депутатом поселкового совета.
На следующий год перед путейцами была поставлена новая задача – уложить подъездные пути от станции Усть-Илимской до станции Правобережной, а затем до станции Промышленной. Бригада Людмилы Павлюкевич прокладывала трамвайную линию к Усть-Илимскому ЛПК. Данный период для нее оказался не менее сложным. А этот случай запомнился особенно.
- Для опоры электрических столбов мы с Валей Лалоян вручную копали ямы глубиной более четырех метров. Я спускалась вниз, меленькой лопаткой насыпала землю в ведро и подавала его наверх своей напарнице.
Однажды я накидала землю в ведро, а Вали вверху не оказалось, мне вдруг стало так плохо и страшно! Шапку даже с себя рванула от безысходности.
Ведь из этой ямы был виден только кусочек неба.
А Валя просто отошла на время. Я ее потом очень просила больше не отходить.
Однажды у Тубинского моста точно так же копали ямы под опоры. Я нахожусь в этой яме, и вдруг едет поезд! Глубина большая, дорога ходуном ходит. Все ждала, что кто-нибудь подаст лестницу, но никого не было. Как пережила этот момент, вспомнить страшно! После этих случаев я стала страдать клаустрофобией.
Свою жизненную историю Людмила Михайловна рассказывает так четко и наглядно, как будто все это было вчера. Удивительно, что сегодня в свои 75 лет эта статная женщина с поставленным голосом и заразительным смехом является олицетворением настоящего сибирского характера.
Пройти такую трассу и не утратить былого задора – пожалуй, эта черта присуща только бамовцам. И в особенности – женщинам, строившим эту "Магистраль века".
Фото Натальи Иванишиной, из архива героини статьи. А также - из альбома "Строительство железнодорожной линии Хребтовая - Усть-Илимская 1966-1973 гг."
Друзья, если вы дочитали и вам понравилось, - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ставьте ЛАЙКИ. Этим вы поддержите наш канал и не пропустите следующие публикации
А еще вас могут заинтересовать эти статьи нашего канала: