Найти тему
Иркмотор

СССР как мир мужчин. Но шпалы-то на ветке Хребтовой на БАМе укладывали женщины

Оглавление

Эта моя история о том, как восемь лет – представьте только! – они шли сквозь первозданную тайгу. Именно столько бамовцы в 1960-х годах строили железнодорожную ветку в Иркутской области от станции Хребтовой на Усть-Илимск длиной 214 км. На укладке путей там и в 50-градусные морозы, и в жутко кишащее гнусом жаркое лето работали женские бригады.

Начну с цитаты Николая Кульбаки, экономиста, доцента Российской академии народного хозяйства и госслужбы. Анализируя высказывания в интернете людей, заставших советское время и активно ностальгирующих по СССР, эксперт с удивлением сделал для себя вывод, что большинство из них принадлежат к так называемому сильному полу.

«Попытка разобраться в этом феномене приводит к неожиданному на первый взгляд выводу. Советский Союз был исключительно мужским миром. Конечно, мир вокруг нас и сейчас не очень-то дружелюбен к женщинам, и это касается не только России. У нас существуют сугубо мужские отрасли, куда женщине входа нет, например железнодорожный транспорт, строительство или армия.
Но если посмотреть на историю СССР, то выяснится, что и его система практически полностью игнорировала существование женщин (которых было в стране намного больше). Нет, безусловно, по части эмансипации советские женщины были впереди планеты всей. Они работали везде: и на укладке шпал, и на уборке урожая, и в цехах, и на транспорте. Только вот история этого великого и тяжелого труда, увы, так и осталась ненаписанной…».

Поэтому хочу предложить читателям канала «Иркмотор» одну такую страничку истории.

Людмила Павлюкевич из поселка Железнодорожного Иркутской области – одна из тех десятков тысяч советских граждан, что строили Байкало-Амурскую магистраль. В гостях у нее побывала наша коллега Наталья Иванишина.

-2

Людмила Михайловна – легендарная женщина, участвовала в строительстве железной дороги от станции Хребтовой на Усть-Илимск. Вместе со своей самоотверженной бригадой, состоявшей практически только из женщин, она прошла все 214 километров магистрали. На это ушло восемь лет.

Хроника строительства линии Хребтовая – Усть-Илимская:

  • Январь 1966 года – началась прорубка просеки от Хребтовой на Усть-Илимск.
  • 27 декабря 1970 года открыто сквозное движение поездов.
  • 4 ноября 1973 года – линия на отлично принята в постоянную эксплуатацию.

Укладка шпал – самая женская работа

Вообще, официально БАМ начался в 1974 году, но еще за десять лет до этого молодежь со всех уголков страны стала съезжаться в Сибирь по комсомольским путевкам. В начале 1960-х прошлого века началось строительство железнодорожных магистралей, которые соединили будущие промышленные центры со всей страной. Одной из таких легендарных магистралей и была ветка Хребтовая – Усть-Илимская.

Женская бригада монтеров на ветке Хребтовая - Усть-Илимск. Впереди (крайняя слева) - Людмила Павлюкевич. Фото второй половины 1960-х годов
Женская бригада монтеров на ветке Хребтовая - Усть-Илимск. Впереди (крайняя слева) - Людмила Павлюкевич. Фото второй половины 1960-х годов

Для Людмилы все началось на станции Зяба под Братском, куда в 1963 году она приехала с Украины. Тогда ей не было и 18 лет. Сразу определилась в бригаду монтеров.

В зной и трескучие морозы бригада работала на укладке путей: подбивала шпалы под рельсы, засыпала между ними щебенку.

Самым трудным было сверлить шпалы из твердой лиственницы.

Чуть зазеваешься, упустишь дрель, и ватные штаны тут же на нее замотает. Нередко приходилось девчатам выгружать из вагона и переносить шпалу весом под 70 килограммов.

- А мороз аж трещал! Туман стоял по две недели, а мы работали не покладая рук, – рассказывает Людмила Михайловна. – Рабочий день заканчивался, а бригадир Виктор Лакомов, которому потом было присвоено звание Героя Социалистического Труда, уговаривал: «Ну, девочки, надо разметить еще одну шпалу…».

Мы все понимали, ведь объект надо было сдать в срок, а то и досрочно.

А летом едкий креозот

– маслянистая жидкость с сильным запахом, которой пропитывали шпалы, – стекал прямо на одежду. Тогда мы пошили специальные фартуки. Хоть и тяжело было, но я и не хотела уходить на какие-то другие участки.

Ручной труд девушек на выправке и отделке полотна жд-пути
Ручной труд девушек на выправке и отделке полотна жд-пути

– С детства не боюсь работы, – утверждает Людмила Михайловна. – Семья наша пережила голодные послевоенные годы. И после седьмого класса я, чтобы помогать родителям, пошла дояркой на ферму. Хотела стать зоотехником, даже поступила в техникум, а тут узнала, что по комсомольской путевке можно поехать на БАМ. Так и сделала свой выбор. Как оказалось, раз и на всю жизнь.

В том же 1963 году Людмила вышла замуж. Супруг Иван

также по комсомольской путевке приехал из Белоруссии.

Работал сначала плотником на Кежемской станции, потом водителем на подъемном автокране.

- У меня была длинная густая коса, – Людмила Михайловна вспоминает, как познакомилась с мужем. – Любила надевать украинскую вышитую кофточку и штапельную юбочку-шестиклинку. А еще я гордилась, что у меня, такой еще «зеленой», уже были дорогие наручные часы. Отец выиграл их в лотерею и подарил мне перед отъездом. Такой меня Ваня и увидел.

Когда мы приехали на стройку,

весть пронеслась, что хохлов привезли.

И парни подошли с нами знакомиться. Иван потом рассказывал: «Смотрю, с косой девка, вроде ничего». Так и стали встречаться.

Встречались недолго и вскоре на товарном поезде поехали расписываться в Кежемский сельсовет. Потом молодой паре дали в общежитии маленькую комнату. В 1964 году родился первенец – сын Виктор. Людмила Михайловна до сих пор помнит, как он появился на свет. Работала до последнего срока, и вот муж отправил ее на товарняке рожать в Братск.

- Схватки начались по дороге, мучилась долго.

Машинист испугался, что я рожу прямо в поезде.

Но смогла дотянуть до роддома! Когда Вите исполнилось девять месяцев, отвезла его к маме и опять вышла на работу.

Зимой наиболее эффективным инструментом валки деревьев под просеку для железнодорожных путей был признан бульдозер
Зимой наиболее эффективным инструментом валки деревьев под просеку для железнодорожных путей был признан бульдозер

В это время строительно-монтажный поезд № 219 переехал на станцию Хребтовую. Строительство железнодорожной линии Хребтовая – Усть-Илимская осуществляли несколько строительно-монтажных поездов. Единый прорабский участок по укладке железнодорожных путей возглавлял Александр Куменок, в дальнейшем ему будет присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Бригада, в которой работала Павлюкевич, продолжала трудиться на укреплении железнодорожного плотна и бороться со сложным рельефом. Если встречался поворот, то шпалу с рельсом надо было поднимать над землей на 30-40 сантиметров. А потом подбивать все домкратом, который весил 20 кг.

- Домкраты были винтовые, – вспоминает Людмила Михайловна. – На него ложился ключ, крутишь его вдвоем, чтобы рельсу поднять. Механизм этот в морозы не выдерживал, ломался.

Интересно, что в сохранившихся официальных фоторепортажах и фотоальбомах со строительства присутствуют исключительно снимки, где для прокладки пути используется исключительно специальная техника. На этом фото из альбома "Строительство железнодорожной линии Хребтовая - Усть-Илимская 1966-1973 гг." укладка главного пути выполняется путеукладчиком ПБ-3. Он использует заранее смонтированные звенья рельсошпальной решетки.
Интересно, что в сохранившихся официальных фоторепортажах и фотоальбомах со строительства присутствуют исключительно снимки, где для прокладки пути используется исключительно специальная техника. На этом фото из альбома "Строительство железнодорожной линии Хребтовая - Усть-Илимская 1966-1973 гг." укладка главного пути выполняется путеукладчиком ПБ-3. Он использует заранее смонтированные звенья рельсошпальной решетки.

Механизмы ломались, но не люди,

которым приходилось жить в полевых вагончиках по три семьи: шесть полок на шесть человек. Людмила Павлюкевич вспоминает, что было очень холодно, спали в одежде, валенки, стоявшие в ряд в крошечном коридорчике, едва подсыхали.

В феврале 1967 года началось строительство железной ветки на участке Диабазовая – Усть-Илимск. Этим отрезком пути руководил Владимир Удовиченко. А в 1969 году штаб строительства уже располагался в поселке Железнодорожном. Осваивались на новом месте и первопроходцы.

Семью Павлюкевич в поселке поселили в бараке на улице Гагарина. В 1972 году у них родилась дочь Марина. На этот раз Людмила задержалась в декрете всего на два месяца. Какое-то время поработала банщицей, а потом, когда дочку устроила в детский сад,

опять вышла монтером в родную бригаду.

Жилые дома в поселке станции Усть-Илимская
Жилые дома в поселке станции Усть-Илимская

- Уставали, конечно, – говорит Людмила Михайловна. – Вставали в пять утра, собирали сумку с обедом – и на вахту. В перерывах кушали в вагончике, а когда и просто сидя на путях. Все «удобства» – на свежем воздухе. С работы приезжали на шести переполненных автобусах, сразу бежали в детский сад за детьми, потом с ними шли в магазин прямо в ватниках, там еще надо было отстоять очередь за продуктами.

Но несмотря ни на что, находили время и в клуб на танцы сходить, и в кафе посидеть, и в хоре попеть. Народ был очень сплоченный! Отмечали дни рождения весело, работали с песнями, никогда не унывали.

А Людмила Павлюкевич успевала еще работать депутатом поселкового совета.

27 декабря 1970 года на станцию Усть-Илимскую пришел первый поезд. Его почетными пассажирами стали сами путейцы, в том числе, конечно же, Людмила Павлюкевич
27 декабря 1970 года на станцию Усть-Илимскую пришел первый поезд. Его почетными пассажирами стали сами путейцы, в том числе, конечно же, Людмила Павлюкевич

На следующий год перед путейцами была поставлена новая задача – уложить подъездные пути от станции Усть-Илимской до станции Правобережной, а затем до станции Промышленной. Бригада Людмилы Павлюкевич прокладывала трамвайную линию к Усть-Илимскому ЛПК. Данный период для нее оказался не менее сложным. А этот случай запомнился особенно.

- Для опоры электрических столбов мы с Валей Лалоян вручную копали ямы глубиной более четырех метров. Я спускалась вниз, меленькой лопаткой насыпала землю в ведро и подавала его наверх своей напарнице.

Однажды я накидала землю в ведро, а Вали вверху не оказалось, мне вдруг стало так плохо и страшно! Шапку даже с себя рванула от безысходности.

Ведь из этой ямы был виден только кусочек неба.

А Валя просто отошла на время. Я ее потом очень просила больше не отходить.

Однажды у Тубинского моста точно так же копали ямы под опоры. Я нахожусь в этой яме, и вдруг едет поезд! Глубина большая, дорога ходуном ходит. Все ждала, что кто-нибудь подаст лестницу, но никого не было. Как пережила этот момент, вспомнить страшно! После этих случаев я стала страдать клаустрофобией.

Эпичное фото: государственная комиссия подписала акт о вводе железнодорожной линии в Усть-Илимск в постоянную эксплуатацию. Оценка - "отлично". На фото - ни одной женщины...
Эпичное фото: государственная комиссия подписала акт о вводе железнодорожной линии в Усть-Илимск в постоянную эксплуатацию. Оценка - "отлично". На фото - ни одной женщины...

Свою жизненную историю Людмила Михайловна рассказывает так четко и наглядно, как будто все это было вчера. Удивительно, что сегодня в свои 75 лет эта статная женщина с поставленным голосом и заразительным смехом является олицетворением настоящего сибирского характера.

Фото Натальи Иванишиной, из архива героини статьи. А также - из альбома "Строительство железнодорожной линии Хребтовая - Усть-Илимская 1966-1973 гг."

Друзья, если вы дочитали и вам понравилось, - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ставьте ЛАЙКИ. Этим вы поддержите наш канал и не пропустите следующие публикации

А еще вас могут заинтересовать эти статьи нашего канала: