Здравствуйте. Персонажи книги – это все участники сюжета. Не только люди, кстати. О системе персонажей написано много, но все равно я практически каждый день сталкиваюсь с вопросами по этой теме.
Потому я расскажу о том, как сам работаю с системой персонажей, как ее организовать, выстроить, какие виды бывают, поговорим и об основных ошибках.
Система персонажей – не застывшее явление. Рассматривать ее стоит хотя бы с трех точек зрения:
1) сюжета, композиции произведения;
2) связей, функциональности;
3) отношений.
Начнем с первой.
КОМПОЗИЦИОННОЕ СТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЖЕЙ
Здесь важны следующие правила:
► персонаж каждой группы по-своему участвует в сюжете. Степень участия у кого-то больше, у кого-то минимум;
► персонаж каждой группы занимает определенное место в произведении, оно зависит от важности персонажа в логике развития сюжета;
► все персонажи так или иначе действуют, и их действия направлены на развитие сюжета;
► группы персонажей, которые окружают героя, есть и у антагониста, могут переходить из одной группы в другую;
► вся система персонажей иерархична.
Всех персонажей условно можно разделить на группы:
I. Главные
► главный герой
► антагонист (внешний, внутренний, обстоятельства)
II. Второстепенные:
► герои второго плана (антагонисты, друзья)
► герои третьего плана (персонажи близки как к героям, так и к персонажам второго плана)
III. Эпизодические:
► персонажи сопровождения (персонажи, отдаленные от героев, появляющиеся в эпизодах)
► массовка с выделением персонажа (персонажи, раскрывающие время, мир, взаимоотношения героев с миром)
► массовка без выделения персонажа (дающая толчок к развитию сюжета, оттеняющая действия героев и персонажей)
VI. Закадровые
► внесценические, упоминаемые персонажи, косвенно участвующие в сюжете
Рассмотрим группы подробнее.
Массовка (группа без выделения какого-то персонажа)
► Если массовка действует здесь и сейчас, то хорошо бы дать ей общее краткое описание. Например, герой оказывается в больнице среди пациентов, врачей, санитаров и т.д. Описание массовки зависит от ситуации, в которой оказался герой, от его реакций на действия массовки, на саму массовку.
Ситуация с массовкой = описание массовки + действия массовки + реакция героя
► Еще надо поглядеть – не дублируется ли какая-то массовка (лишнее убрать).
► И поглядеть, может, какой-то массовки не хватает. Например, часто бывает, что герой идет по городу, как по пустыне, он о чем-то думает, не замечая ничего и никого.
Массовка с выделением персонажа
► Надо понять, стоит ли вообще водить такую массовку или оставить лишь выделенного персонажа? Как правило, эта массовка нужна редко, а персонаж переводится в группу «Персонажи сопровождения».
Например, герой нарывается на конфликт в таверне. Посетители таверны – это массовка, но в ней выделяются именно те, с которыми герой вступает в конфликт. Тут хорошо.
Герой идет куда-то, где на пороге встречается с группой охранников. В этом случае стоит подумать, возможно, достаточно одного охранника, чтобы не засорять текст деталями и не «размазывать» ситуацию.
► Желательно, чтобы все выделенные персонажи, переведенные в Сопровождение, появились в тексте не менее трех раз.
Персонажи сопровождения
► Это не просто выделенные персонажи, это те, без которых нельзя. Они играют очень важные роли, действуют, двигают сюжет. Они появляются в трех и более эпизодах.
► Эти персонажи (коллеги по работе, водитель, соседи и т.д.) взаимодействуют с героями, могут быть источниками информации, усиливать воззрения героя, могут повлиять на поворот сюжета, внести свою лепту в борьбу героя.
► Описания таких персонажей предельно краткие, выделяющие интересные детали, не более того. Таким образом, всем выделенным персонажам и Сопровождения надо дать: имя, деталь внешности, характера, занятие, маленькую роль в судьбе персонажа, выраженную в не менее трех эпизодах.
► Они не имеют своей сюжетной линии.
Закадровые персонажи.
► Очень интересные персонажи, которые могут многое дать сюжету.
Например, странно, когда герой-попаданец совершенно не думает о тех, кого он оставил в своем мире. Близких людей можно вспомнить в значимых обстоятельствах.
► Герой может упоминать об авторитетных мнениях кого-то, цитировать, ссылаться на существующие образы, аналогии, передавать мысль в аллегории, думать о приемах, способах, которые использовались другими и т.д.
Персонажи третьего плана
► Прежде всего, это те, кто взаимодействует с персонажами второго плана и с героями.
► Они менее активны, чем персонажи второго плана, тоже способствуют развитию сюжета.
► Описание таких персонажей полное, но, как правило, «рассыпано» по тексту в деталях.
► Их частичная сюжетная линия тесно переплетена с главными сюжетными линиями.
Персонажи второго плана
► Наиболее близкие персонажи к героям.
► Наиболее активно участвуют в развитии сюжета, действуют на героя, предлагают возможные решения проблем, создают ситуации. Иногда могут замещать героев.
► В описании таких персонажей особое внимание уделяется не только внешности, статусу, но и характеру, изменениям, связи с героями.
► У этих персонажей имеется своя мотивация, цели, может быть своя сюжетная линия, но она существует в тесной взаимосвязи с сюжетными линиями героев.
Главные герои
► Главный герой – этот тот, без кого не существует произведения, центр всех событий. Он еще и передатчик авторской концепции, той идеи, ради которой пишется произведение. Именно он ставит точку в разрешении главного конфликта.
► Описание главного героя и полное, и передается деталями на протяжении всего текста, подчеркиваются особенности характера, поведения, поступков.
► Герой не может не противостоять, не бороться с кем-то или с чем-то. И в этой борьбе он развивается, меняется.
► Все это касается и антагониста, если речь о реальном противнике.
О распространенных ошибках при выстраивании композиционной системы персонажа я расскажу позже, а далее посмотрим еще на одну важную систему – функциональную.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература