Найти в Дзене

Полтава. Отступление и капитуляция. Часть седьмая

В результате Полтавского боя шведская армия понесла громадные потери: 6900 убитых, 2800 пленных и примерно 1500 раненых, которым удалось добраться до Пушкаревки. Итого, около 50 процентов от участвовавших в сражении. Для примера, при Ватерлоо французы потеряли примерно 34 процента своей армии. Предыдущая часть здесь К двум часам дня остатки шведской армии вместе с королем наконец собрались у своего обоза в Пушкаревке. Надо было решать, что делать дальше. Карл XII уже продумал этот вопрос и сразу приказал готовить отступление. Осталось определиться, какой дорогой отступать и что делать с громадным обозом и артиллерией.
Для отступления было три пути: в Польшу, в Крым и к турецкому султану. Путь Польшу отмели сразу, как долгий и опасный, а турецкие владения хоть и были ближе всего, но в этом случае приходилось переправляться через Днепр. Поэтому решено было уходить на юг вдоль Ворсклы, собирая шведские отряды и заодно узнать о возможности переправы через Днепр.
Левенгаупт по своему печа
Густав Седерстрём. Переволочна.
Густав Седерстрём. Переволочна.

В результате Полтавского боя шведская армия понесла громадные потери: 6900 убитых, 2800 пленных и примерно 1500 раненых, которым удалось добраться до Пушкаревки. Итого, около 50 процентов от участвовавших в сражении. Для примера, при Ватерлоо французы потеряли примерно 34 процента своей армии.

Предыдущая часть здесь

К двум часам дня остатки шведской армии вместе с королем наконец собрались у своего обоза в Пушкаревке. Надо было решать, что делать дальше. Карл XII уже продумал этот вопрос и сразу приказал готовить отступление. Осталось определиться, какой дорогой отступать и что делать с громадным обозом и артиллерией.
Для отступления было три пути: в Польшу, в Крым и к турецкому султану. Путь Польшу отмели сразу, как долгий и опасный, а турецкие владения хоть и были ближе всего, но в этом случае приходилось переправляться через Днепр. Поэтому решено было уходить на юг вдоль Ворсклы, собирая шведские отряды и заодно узнать о возможности переправы через Днепр.
Левенгаупт по своему печальному опыту предложил весь обоз уничтожить и посадив солдат на лошади, оторваться от возможного преследования. Мысль здравая, но проблема заключалось в том, что в обозе находились и личное имущество офицеров и его уничтожение не прибавило бы популярности королю. Кроме того где-то надо было разместить и необходимое для дороги продовольствие. Поэтому решено было уничтожить только часть обоза, в основном с вещами погибших.
В путь остатки шведской армии отправились около семи вечера. В авангарде шла артиллерия и войсковая казна с прикрытием из батальона пехоты, затем громадный обоз, в арьергарде- остатки пехоты и кавалерия. Шведской армии надо было оторваться от русской пехоты хотя бы на дневной переход, а одна русская кавалерия не представляла большой опасности. За ночь армия ушла от Полтавы почти на 35 километров, оставив в хвосте плетущийся обоз.
На следующий день подъем был объявлен ранним утром и наконец сожгли часть обоза, посадив всю пехоту на лошадей. Кроме того, что бы задержать преследование, генерал Мейерфельд был послан навстречу русской армии с предложением о мирных переговорах и размене пленными. В то же время генерал Юлленкрук отправился к Днепру для выбора места переправы.
Мейерфельд неожиданно быстро встретил русских драгун, они отставали от шведского обоза только километров на пять. Царь Петр категорически отказался прекращать преследование, а самого генерала задержал, но на пару часов русское преследование все же удалось остановить.
В это время Юлленкрук наконец узнал о переправе через Днепр у разрушенного городка Переволочна (недалеко от впадения Ворсклы в Днепр). Прибыв туда, он увидел, что река в этом месте широка и многоводна для этого времени года. Поэтому он оправил гонца, с известием о необходимости не доходя до Переволочны, остановить армию у села Кишенка, где был удобный брод через Ворсклу и откуда можно было идти в Крым, к хану. Решение, куда двигаться, к султану или к хану, должен был принять король.
Но все опять пошло не так. Шведская армия, на хвосте которой висела русская кавалерия, сходу проскочила Кишенку и устремилась к Переволочне. Тем более, что пронесся слух, что в Переволочне готова переправа.
Так, через два для пути шведская армия оказалась в Переволочне, фактически в тупике.
Днепр в избранном месте невозможно было перейти вброд, а для наведения понтонного моста не было достаточного количества лодок. Переправится можно было только на немногочисленных лодках и на подручных средствах.

С сайта Google Earth. Чуден Днепр при тихой погоде
С сайта Google Earth. Чуден Днепр при тихой погоде

"Очень скоро выяснились трудности грядущей переправы: Днепр был широк и быстр, и сильный ветер заставил многие связки плывущих коней повернуть вспять.
Даже привычным казакам нелегко было перебраться через широкую реку, и многие из них утонули.
До шведского командования, видимо, стало постепенно доходить, что переправа им не по зубам. Перебросить целую армию за Днепр около Переволочны было очень сложно, если не сказать невозможно. Однако пока что никто не собирался отказываться от перехода Днепра и, избрав альтернативный вариант, идти к Кишенкскому броду через Ворсклу.
... Карл отдал Крёйцу приказ найти более подходящее для переправы место, но, поскольку уже наступали сумерки, генерал-майор решил (довольно-таки легкомысленно, хотя и по вполне понятным причинам) отложить рекогносцировку до рассвета.
П.Энглунд

У короля собралось совещание, что же делать дальше. Большинство присутствующих сошлось во мнении, что армия деморализована и при виде неприятеля или сдастся или потонет при переправе. На что король ответил"Но сначала грянет бой!". Ужаснувшись мысли короля принести себя в жертву вместе со всей армией, все присутствующие стали горячо уговаривать его величество переправиться на тот берег, чтобы спастись и не попасть в плен. В конце-концов король уступил, но с одним условием: вся оставшаяся армия должна утром выступить в Крым, к хану.
Королевскую коляску установили в две связанные лодки и Карл XII благополучно переправился на противоположный берег. Всего через Днепр переправилось около трех тысяч человек, включая казаков Мазепы, в том числе и много раненых, но только офицеров.

Переправа короля.
Переправа короля.

Оставшаяся шведская армия под командованием генерала Левенгаупта должна было ранним утром вернуться назад в Кишенку, к удобному броду через Ворсклу и оттуда идти в Крым, к хану (примерно 370 км).
Но в ночь, после переправы короля, у шведов полным ходом шло падение дисциплины и разложение армии. Поражение под Полтавой наглядно продемонстрировало верующим шведам-протестантам, что Бог уже не на стороне шведских батальонов, так зачем сопротивляться. Кроме того, большинство солдат после проигранного боя почти трое суток оставались практически без пищи и отдыха, что не добавляло энтузиазма.
Подъем был объявлен в два часа ночи, но сразу все пошло не так.

"У Левенхаупта возникли сложности. На его энергичный призыв к посадке драгуны Мейерфельта ответили глухим молчанием. Он сам пишет: «Ни единый человек не говорил ни слова, они только смотрели на меня так, словно я рехнулся». Его последующее требование найти командиров было встречено тем же оторопелым молчанием. Стоявшие перед генералом кавалеристы в упор смотрели на него и казались ожившими каменными истуканами, немыми и холодными, но с огнем во взорах. Все еще пеший, Левенхаупт понесся дальше. Время шло, наконец генералу удалось разыскать офицера этого полка, которому он и поручил посадить на лошадей драгун Мейерфельта."
П.Энглунд

Переволочна (из книги Энглунда)
Переволочна (из книги Энглунда)

Пока, с большим трудом, шведская армия в прибрежной низине выстраивалась в походную колонну, с аванпостов послышалась ружейная пальба. Начальник кавалерии генерал Крейц немедленно взобрался на ближайший холм и увиденное потрясло его до глубины души. На равнине стояли в боевом порядке русские войска, но главное, у русских, кроме преобладающей кавалерии, имелась так же пехота и артиллерия.
Русские все же нагнали шведов.

Вернемся немного назад.
После окончания Полтавского сражения, осматривая поле боя, где:
И падшими вся степь покрылась,
Как роем черной саранчи

царь Петр был уверен в гибели шведской армии, тем более ему показали обломки королевских носилок в окружении погибших людей и лошадей. Поэтому, вместо преследования, был организован грандиозный банкет, в котором участвовали и пленные шведы. Вечером царь Петр писал в Москву, сравнивая шведскую армию, с мифическим Фаэтоном, который не справился с солнечной колесницей и погиб:

«И единым словом сказать: вся неприятельская армия Фаэтонов конец восприяла (а о короле еще не можем ведать, с нами ль или с отцы нашими обретается)».

Но утром оказалось, что шведская армия не погибла, а движется на юг, вдоль Ворсклы. Понимая, что пехотой шведскую армию уже не догнать, царь бросил в преследование десять драгунских полков, совместно с изобретенной им конной артиллерией. Для усиления драгунам был придан гвардейский Семеновский полк, который тоже посадили на лошадей. Вот этот корпус в количестве примерно 9000 человек под командованием генерал-лейтенанта Голицына и догнал остатки шведской армии.


Что бы потянуть время для приведения армии в порядок Левенгаупт отправил к русским в качестве парламентера генерала Крейца, которого встретил прибывший к тому времени Меншиков. Светлейший князь передал условия царя: шведы должны сражаться или сдаться в плен, т.е фактически предлагалась капитуляция, но на хороших условиях.
Получив это предложение, Левенгаупт не решился брать всю ответственность за капитуляцию на себя и поэтому собрал военный совет. Но шведские генералы тоже не стремились брать ответственность на себя и отвечали примерно так: они де согласны биться до последней капли крови, но не уверены в своих солдатах. Поэтому Левенгаупт пошел на беспрецедентный шаг и приказал организовать опрос простых солдат, что тоже, впрочем не дало однозначного ответа, хотя пользуясь затишьем группы шведов стали перебегать к русским и сдаваться в плен.
В результате Левенгаупт принял решение простым большинством голосов офицеров, и большинство высказались за капитуляцию.

"Было около 11 часов утра. К Меншикову послали гонца с сообщением о сдаче. Некоторое время спустя шведское командование получило подтверждение условий капитуляции в письменном виде, за подписью Меншикова.
... В первом пункте заявлялось, что войско под командою Левенхаупта, а также все прочие люди, к нему принадлежащие, отдаются в плен Его Царскому Величеству. В пункте втором рядовым предписывалось, сдав все оружие, стать военнопленными — с возможностью последующего обмена или выкупа. Впрочем, личное имущество, кроме оружия, боеприпасов и лошадей, им разрешалось сохранить. Офицерам позволено было сохранить и коней. Согласно пункту третьему, всем шведским офицерам дозволялось полностью удержать свое обозное имущество, а по заключении мира их должны были отпустить на волю без размена или выкупа. Помимо всего прочего, офицерам обещали, что они «будут содержаны честно» и получат позволение отлучаться на время «под честной пароль». В пункте четвертом устанавливалось, что артиллерия, боеприпасы, знамена и штандарты, музыка и казна целиком переходят к царю. Пунктом пятым шведы обязались выдать русским всех запорожцев. В шестом, и последнем, пункте, который, как мы знаем, был добавлен в виде приложения, всему командному составу давалась возможность сохранить своих служителей, а также оговаривалось, что высшие статские чины — комиссары, аудиторы, секретари и полковые пасторы — могут, наравне с офицерами, удержать свои багажи и служителей.
П.Энглунд.

Русскому корпусу эта погоня тоже далась не легко и после капитуляции, при спуске в низину в русских эскадронах от изнеможения валилось до 20 лошадей.

И еще цитата из книги П. Энглунда "Рассказ о гибели одной армии"

"Перестала существовать целая армия. В тот жаркий июльский день попало в плен почти ровно 20 000 человек. Среди них было 983 офицера: один генерал, два генерал-майора, 11 полковников, 16 подполковников, 23 майора, один фельдцейхмейстер, 256 ротмистров и капитанов, один капитан-лейтенант, 304 лейтенанта, 323 корнета и прапорщика, 18 полковых квартирмейстеров, два генерал-адъютанта и 25 адъютантов. Унтер-офицеров и рядовых насчитывалось 12 575 душ, из них 9 152 кавалериста, 3 286 пехотинцев и 137 артиллеристов. Неслужащие составили в общей сложности 1 407 человек, в том числе один обершталмейстер, 19 артиллерийских фурьеров, 40 пасторов, 10 комиссаров, 80 лекарей и лекарских учеников, пять аудиторов, два нотариуса, 55 писарей, 13 литаврщиков, 73 трубача, горниста и гобоиста, 145 барабанщиков и флейтщиков, 13 профосов и 945 мастеровых, возниц и обозных.
Наконец, следует упомянуть семьи воинов и их женскую прислугу: 1 657 женщин и детей самого разного возраста. Если к этим 20 тысячам прибавить около 2 800 пленных, взятых в битве под Полтавой, у нас получится, что за несколько пыльных и знойных летних дней попало в плен почти 23 000 шведов. Целая армия (49 полков и корпусов) была ликвидирована за четыре дня. Из войска, еще прошлым летом насчитывавшего около 49 500 солдат, на первый день июля осталось лишь 1 300 душ, что перебрались через реку с королем, да и те почти все были больные и раненые. Прочие же либо погибли, либо были взяты в плен. Это была самая грандиозная военная катастрофа в долгой истории Швеции — каковой она является и по сей день."

В это время на противоположном берегу шведский отряд во главе с королем двинулся по направлению к Очакову, до которого было почти 350 верст по безлюдной степи и безлошадные вынуждены были почти весь этот путь проделать пешком.

С сайта nrk.no. Отступление. Кликабельно
С сайта nrk.no. Отступление. Кликабельно

Яндекс картинки. Полтава. Братская могила русских воинов.
Яндекс картинки. Полтава. Братская могила русских воинов.

Яндекс картинки. Полтава. Храбрым шведским воинам
Яндекс картинки. Полтава. Храбрым шведским воинам

Пишите комменты, ставьте лайки и читайте статьи на канале "История. Другой взглядъ"