Мы привыкли видеть квадратные и прямоугольные окна в большинстве строительных конструкций. И, конечно же, существуют округлые окна - или, в архитектурной терминологии, окуляры, - которые придают дизайну характер и интригу.
А теперь подумайте о самолетах и реактивных лайнерах. Всегда круглые окна. Как странно было бы идти по проходу реактивного лайнера и пристегнуться рядом с квадратным окном?
Возможно, когда-то ваши предки именно так и поступали, поскольку квадратные окна были нормой в раннем коммерческом самолетостроении. Они прекрасно работали на протяжении веков в домах и зданиях, так зачем же менять идеально подходящую конструкцию?
К сожалению, потребовалось несколько трагических событий, чтобы инженеры по-новому взглянули на конструкцию иллюминаторов самолетов. Это было в 1950-х годах, когда коммерческие авиалайнеры становились все больше - и они также начали разрушаться в воздухе. Два из них были de Havilland Comets, которые развалились в полете в 1953 и 1954 годах. Причина была найдена в ... да, квадратных окнах.
Инженеры определили, что острые края квадратных окон самолетов создавали естественные слабые места, вызывая "усталостное разрушение металла". Эти углы легко напрягались, а затем еще больше ослабевали под воздействием давления воздуха на большой высоте.
К 50-м годам такие самолеты, как de Havilland Comets, летали быстрее и выше, чем их предшественники, поэтому после многочисленных полетов и многократного нагнетания давления эти квадратные окна практически разломились от давления.
Округлые окна, с другой стороны, способны равномерно распределять давление, поскольку у них нет углов для концентрации напряжения, что снижает вероятность появления трещин или разрывов. Круглые формы также более прочны и устойчивы к деформации, что делает их более способными выдерживать многократные перепады давления внутри и снаружи самолета.
Вы также можете заметить, что между вами и внешней стороной самолета находится несколько слоев акрила (не стекла). Эти слои обеспечивают дополнительную защиту от погодных явлений, таких как дождь, ветер и туман. А это маленькое отверстие внизу? Они называются "вентиляционными отверстиями" и добавляют еще один слой защиты, помогая поддерживать давление воздуха на борту на относительно постоянном уровне, позволяя воздуху проходить через различные слои окна.
Так что в следующий раз, когда будете лететь на самолете, поблагодарите за эти округлые окна, независимо от того, наслаждаетесь ли вы видом или избегаете его.
ВОТ ЭТО ИНТЕРЕСНО
de Havilland Comet был первым коммерческим авиалайнером с реактивными двигателями. Его дебютный полет состоялся 2 мая 1952 года. Его последний полет состоялся в сентябре 1981 года.
Понравилась статья? Поставь лайк, и подпишись на канал чтобы читать об интересных вещах!