Когда Олег посмотрел на карту России и полоску Урала, похожую на большую дорогу, пересекающую всю страну с юга на север, у него родилась мечта пройти по этой «дороге» единым маршрутом. Ведь 100 километров в сторону от Урала – все равно на запад или на восток – и такой маршрут уже не был бы возможен. Тайга, глубокие реки, тундры, болота. «По горам, хоть это и горный рельеф, как по каменному мосту, как по дороге, можно пересечь всю Россию с юга на север».
В мае-августе этого года Олег Чегодаев совершил первое полное прохождение пяти частей Урала в рамках одиночного маршрута с юга на север – от широтного течения реки Урал до горы Константинов камень, последней вершины Полярного Урала. Он преодолел более 3000 километров за 109 дней. Главной целью экспедиции была популяризация туризма. Сейчас Олег проводит лекции в разных городах России, на которых рассказывает об этой большой Уральской экспедиции.
Урал – это самые протяженные горы России, самые разнообразные по природным ландшафтам – от степей до полярных пустынь. Это, с одной стороны, самые заселенные горы России, но в то же время они сильно разделены. Как говорит Олег, зачастую жители Южного Урала не знают, как выглядят пейзажи Полярного и даже там не бывали, и наоборот.
«Мне захотелось объединить эти горы в одну историю. Идти по ним постепенно и показывать, как они меняются, и потом эту историю всем рассказать».
Среди главных сложностей экспедиции он назвал: большое расстояние, горный рельеф, ограничение по времени из-за климата, зависимость от состояния рек (тут Олегу повезло, это лето было сухое и маловодное), отсутствие дорог и троп на большом участке маршрута, сложную логистику по заброскам провизии и снаряжения, а также неустойчивую погоду.
До Чегодаева разного рода попытки пройти весь Урал предпринимали другие путешественники. В 19 веке это были венгерский ученый Антал Регули и чуть позже Эрнст Гофманн, возглавивший первую экспедицию РГО. В наше время это, прежде всего, Карелин Владислав Георгиевич – живая легенда Уральского туризма. Он 70 лет ходил в горы и прошёл по Уралу несколько десятков разных маршрутов. Потом была группа Николая Рундквиста, совершившая первый линейный автономный маршрут на Урале в 1991 году, который длился 100 дней, но не включил в себя Южный Урал.
Много времени и сил ушло, конечно, на подготовку. Весь путь был разделен на 18 отрезков, к каждому из которых было запланировано 17 забросок провизии и снаряжения. C ними Олегу помогали друзья, другие путешественники, владельцы турбаз и просто хорошие люди, живущие на Урале. На картах был расписан каждый день экспедиции.
На лекции, одна из версий которой доступна на YouTube-канале «Спорт-марафона», Олег подробно рассказал о каждом из 18 отрезков маршрута. Я не буду здесь это пересказывать. Я хочу обратить внимание на то, что мне больше всего понравилось и запомнилось.
Во-первых, темпы этого перехода. Олег рассказывал, что он быстро втянулся в режим, темп и километраж нарастали с каждым днем, он «превратился в движение», начал опережать намеченный график, стоптал 6 пар обуви, и в итоге сократил длительность похода на 11 дней. Всего вышло 109 дней экспедиции, из них 98 полностью ходовых со средним километражем более 30 километров в день. И это по горному рельефу, с восхождениями и спусками, по курумникам и стланиковым зарослям при отсутствии троп и дорог на большом протяжении пути. Просто невероятно!
Во-вторых, мне понравилось то, с какой нежностью и любовью Олег рассказывает об Урале – и о благоухающих степях Южного Урала, и о суровых ледниках Заполярья. И, несмотря на всю сложность перехода, он обращал внимание не только на пейзажи и красоту природы, но и на культурные, исторические особенности разных районов, на какие-то локальные проблемы и характеры местных. Запомнились истории о добродушных и гостеприимных оленеводах и об энтузиастах, развивающих умирающие уральские деревни.
Конечно, я не упустила возможности задать пару вопросов Олегу после лекции.
– Что было самое неприятное в этой экспедиции и были ли какие-то глобальные разочарования?
– Разочарований не было. Самое неприятное – это вытаскивать сухие ноги из спальника и надевать мокрые и грязные ботинки. Каждый день! На самом деле, постоянно были разные сложности, и наверно каждый день я даже кричал от боли – хоть раз в день было такое, что ты где-нибудь упадешь или в один день очень жарко, в другой холодно, в третий день болото, потом какие-нибудь стланики или мошкара заела, но это всегда разные истории. Но вот каждый день, изо дня в день, вылезать из спальника и вытаскивать ноги, надевать на них эти мокрые ботинки – вот эта мелочь, повторяющаяся каждый день, психологически изматывает. Это было самое сложное.
– Возможно ли создание в России (и в частности, на Урале) большой протяженной туристической тропы по типу маршрута Тихоокеанского хребта в США?
– Отличный вопрос. Да, сразу возникает такая идея – сделать аналог Тихоокеанской тропы. К сожалению, на Урале это сделать невозможно, потому что, на мой взгляд, самое главное для такой тропы – чтобы по ней ходили люди. Причем не один человек, не пять, не сто, а тысячи. Чтобы в ней был какой-то экономический смысл. С середины Урала – это малонаселенные территории. Мы можем потратить, условно, 100 миллионов рублей, привлечь армию волонтеров, все это разметить, но никто не пойдет даже эти полторы тысячи километров массово, это тяжело, опасно и требует много времени. А по тропе должны ходить, как минимум, чтобы она вытаптывалась и не зарастала. Важно, чтобы маршрут был разбит на короткие участки, чтобы человек приехал, прошел два-три дня, потом уехал. Через недельку или через месяц снова приехал. [На Северном Урале транспортная недоступность этого не позволяет]. Вот Южный Урал идеально подходит, 800 км Южного Урала – это идеальная тропа и она уже начинает создаваться, её делает Раис Габитов. Сделано уже 300 км и, надеюсь, и дальше пойдет.
На этом всё. Если вам понравилась публикация, поставьте, пожалуйста, палец вверх :)
Ещё в этом блоге:
- Уехали жить и работать на заповедный кордон на Урале