Томская хроника
…
ТОМСК. 16 окт. Вследствие забастовки телеграфа на востоке, приём телеграмм в этом направлении второй день прекращен; а работа местной почты и телеграфа была прекращена на три часа, вследствие химической обструкции. Общее состояние весьма тревожное. Все магазины и торговые помещения закрылись. Газеты сегодня не вышли. Отдельные группы пытаются прекратить занятия в различных учреждениях.
ТОМСК. 19 октября. Манифест 17-го октября читается жадно, но успокоения нет; все без исключения торговые заведения второй день закрыты.
ТОМСК. 21 окт. Манифестанты с национальными флагами и портретом Государя устроили шествие по улицам города.
ТОМСК. 21 окт. Город украсился флагами; магазины закрыты. Паника неимоверная. Масса народа уезжает.
...
Восстановление движения по железной дороге. Со вчерашнего дня восстановилось правильное движение поездов по сибирской железной дороге.
Самоубийство 19 октября, в 7 часов утра, в казарме для городовых 2 участка выстрелом из револьвера покончил жизнь городовой Дмитрий Шабалин.
— Третьего дня на собраниях различных отделов Сибирской ж. д. постановлено возобновить правильные занятия.
В городе. Жизнь в городе после ужасных кровавых дней начинает входить в свою колею: магазины и почти все торговые помещения открыты, насилия над отдельными личностями, свидетелями которых было большинство местных жителей, за последние дни не было.
По всем улицам ходят усиленные воинские патрули, вносящие в городскую жизнь желанное успокоение.
К кровавым дням.Судебный следователь 1 участка г. Иващенко начал следствие по делу о поджогах, убийствах и грабежах, имевших место 20, 21 и 22 октября.
Вчера ожидался в Томске вызванный губернатором батальон пехоты из Колывани.
Город, как мы слышали, разделён на несколько участков, где будут распределены отряды войск. В распоряжение начальников отрядов будут командированы по несколько казаков для разведочной службы.
— От городской управы расклеено объявление: «Томская Городская Управа сим объявляет, что чины Томской Городской Полиции получают жалованье согласно Высочайше утверждённых в 1894 году штатов от казны из Государственного Казначейства, в noco6иe которого Городское Общественное Управление вносит лишь часть причитающейся по закону суммы. Непосредственно Городскою Управою, жалованье чинам полиции никогда не выдавалось.»
Пожар. Вчера утром сгорела крупчаточная мельница Фуксмана на Степановке.
— И. д. начальника сибирской железной дороги объявляет, что вследствие истребления пожаром дел и помещений службы пути и службы тяги, впредь до приискания помещения эти службы пока помещаются: служба пути в помещении канцелярии начальника дороги (Ямской переулок, дом Орловой); служба тяги—в помещении заведующего передвижением войск (Почтамтская улица, д. Семенова), куда должны являться и агенты, приезжающие с линии.
Жертвы погрома. Уже 20 октября среди обывателей носился ужасный слух: с утра начнется погром: будут избивать евреев, студентов и железнодорожников.
Утром 21 октября в городе парило самое напряженное состояние. Каждый боялся за свою жизнь, за свое имущество.
В 1 час дня погром начался. Начали разбивать еврейские магазины. Первой жертвой погрома сделался магазин Слосман и Шур, на Почтамтской улице. Толпа разбила окно и разграбила весь имевшийся в магазине товар. Что представляло, по мнению толпы, какую-либо ценность, то забиралось и уносилось домой. Остальное разбивалось о каменные тумбы у тротуаров.
Двинувшись далее по Почтамтской улице, толпа разбила магазины Гольдберга, Пермана, Заславскаго, Анцелевича и др. Все эти магазины постигла та же участь, что и магазин Слосман и Шур.
Целый вечерь по улицам несли награбленное добро женщины, дети, даже солдаты. В некоторых домах, в особенности за-Истоком и за-Озером, образовались целые склады товаров. Покончив с магазинами на Почтамтской и на Набережной реки Ушайки, толпа рассыпалась на части и в разных местах разграбила еврейские дома и лавки…
— 21 октября громадной толпой произведён разгром дома городского головы на Воскресенской улице. Разбиты окна, взломаны двери, оторваны и расщеплены ставни.
В числе погибших в ужасный день 20 октября—определить которое в точности в настоящее время не представляется никакой возможности находятся: инженеры Клеоновский и Шварц, Д. Д. Вольфсон, инспектор северного страхового общества г. Яронольский и другие. Трупов только убитых, помимо погибших в огне, как нам сообщают, в городскую больницу доставлено 36.
— От пожара в театре Королева значительно пострадала труппа Зброжек-Пашковской и Гетманова, особенно мелкие служащие-хористы и музыканты. У антрепризы сгорели декорации, бутафория и костюмы. У капельмейстера С. А. Апрельского сгорела оперная и опереточная библиотека, стоящая около 8000 рублей, —плод двадцатипятилетних собираний.
— 23 октября в 9 часов утра Владимиром Фуксманом во время беспорядков выстрелом из револьвера убит на повал Томский мещанин Василий Андреев Лебедев и ранен кр. Тульской губернии Борщевской волости Андрей Семенов Евдокимов. Составлен протокол.
— 22 октября, в 7 часов вечера произведено покушение на ограбление лавки Колыван. мещ. Ивана Константиновича Шабалина по Миллионной ул. № 70, но толпа войсками была разогнана.
— 24 октября в 5 часов утра с думского моста, на самой его средине, неизвестными лицами сброшен неизвестный человек, который при падении на лёд совершенно расшибся и тут-же скончался.
Редактор-издатель П. И. Макушин.