Лопата – древний инструмент, но в Ноопангее даже биороботы его используют. Во всех домах сельхозпоселений есть лопаты, несмотря на то, что имеются агрегаты, позволяющие полностью автоматизировать процесс копки.
Отношение многих пангейцев к физическому труду хорошо иллюстрируется ответами пангейца Олсама Бурета на вопросы окружного инспектора.
Олсам Бурет, крупный и высоко ценимый специалист в области стратиграфии, в возрасте 98 лет отказался от продолжения деятельности и тем самым от права на поддержку физической жизни. Однако он воспользовался другим правом, которое дается людям с высоким индексом Дуо-Вэя, а именно: выбрать место жизни из перечня разрешенных для отдельного проживания пунктов в любой части Ноопангеи. И таким образом он оказался на окраине Экской платформы в 87 километрах ог городка N.
За полтора года он, вместе с приданным ему в спутники биороботом Джимми, сумел обустроиться на берегу речки Чистой и прожил здесь до 109 лет.
Бурет возделал крошечный участок земли под огород и посадил маленький сад из несколько фруктовых деревьев; трудился, пользуясь простыми лопатой, граблями, вилами и даже косой.
Также Олсам мастерил различные предметы быта с помощью топора, ножовки, рубанка, стамески, дрели и прочих ручных неэлектрических инструментов. Робот Джимми почти все время лежал, сберегая энергию, и только вечерами болтал с человеком, надоедая своими познаниями во всем.
Когда Бурета спросил окружной инспектор, почему он пренебрегает автоматизацией и способностями робота – он сделал бы все гораздо быстрее и точнее, - Олсам Бурет ответил, что ему нравится физический труд, в том числе и тяжелый. А продукция робота лишена тепла.
Инспектор не понял последнего замечания, но в отчете его отразил.