Найти в Дзене
Моё Детство

Усовершенствованный метод кнута и пряника в моём детстве - как это было

Кнуты и пряники. Кнут и пряник. Какая связь может существовать между ними? На этот вопрос конечно же, не задумываясь, ответят те, кому известно, что означает выражение «Политика кнута и пряника». Отвечу на этот вопрос без запинки и я. Но сейчас речь здесь пойдёт не об этом. Я расскажу сейчас историю из своего далёкого детства. Она также будет о связи между кнутом и пряником, но связи совершенно иной - не имеющей никакого отношения к известному выражению. Дело в том, что в то время - а это были шестидесятые годы прошлого века - почти у каждого мальчишки в нашем хуторе был кнут. И вовсе не потому, что все мы мечтали стать пастухами. Нет, иметь кнут было очередным всеобщим увлечением, подобным коллекционированию марок или спичечных этикеток. А такие увлечения непременно связаны с соревнованиями. Не обходилось без соревнований и у нас. Известно, что при умелом взмахе кожаный кончик кнута издаёт резкий звук, хлопок. У кого-то он получался громким, отрывистым, у кого-то еле слышным. Тут вс

Кнуты и пряники.

Кнут и пряник. Какая связь может существовать между ними? На этот вопрос конечно же, не задумываясь, ответят те, кому известно, что означает выражение «Политика кнута и пряника».

Отвечу на этот вопрос без запинки и я. Но сейчас речь здесь пойдёт не об этом. Я расскажу сейчас историю из своего далёкого детства. Она также будет о связи между кнутом и пряником, но связи совершенно иной - не имеющей никакого отношения к известному выражению.

Дело в том, что в то время - а это были шестидесятые годы прошлого века - почти у каждого мальчишки в нашем хуторе был кнут. И вовсе не потому, что все мы мечтали стать пастухами. Нет, иметь кнут было очередным всеобщим увлечением, подобным коллекционированию марок или спичечных этикеток. А такие увлечения непременно связаны с соревнованиями.

Не обходилось без соревнований и у нас.

Известно, что при умелом взмахе кожаный кончик кнута издаёт резкий звук, хлопок. У кого-то он получался громким, отрывистым, у кого-то еле слышным. Тут всё зависело от того, какой у тебя кнут - настоящий, сплетенный из кожи, или простая верёвка с тонким ремешком на конце. Не последнюю роль играло здесь и кнутовище. Его можно было сделать из обычной вишнёвой ветки, а можно было ту же ветку оплести сыромятной кожей. Секретов в этом деле существовало много, и не каждый из нас знал их.

Собравшись вместе, мы хвастались, у кого кнут лучше. Самым лучшим кнутом - и это безоговорочно признавалось всеми - был кнут у Саньки. Его отец был пастухом, он нанимался на всё лето пасти деревенское стадо, и они вместе с Санькой целыми днями пропадали в поле. Так что толк в кнутах Санька знал.

Собирались мы обычно или в совхозном саду, или на выгоне. И вот тогда-то хлопки наших кнутов раздавались на всю округу. Были тут и крики, и споры, случались и драки. Да и то сказать - если тебе кажется, что твой кнут щёлкает так, что хоть уши затыкай, а другим так не кажется - как тут обойтись без драки?

Санька в спорах не участвовал, он даже не соревновался с нами: и так все знали, что его кнут не идёт ни в какое сравнение с нашими. Санька был только судьёй, но приходил он сюда не часто, так как почти всё время ему приходилось быть рядом с отцом.

Зато почти всегда на наши сборища приходил дед Матвей.

Он всю жизнь пас коров и овец, а сейчас, выйдя на пенсию, всё больше посиживал на брёвнышке возле своей хаты.

Ходил дед Матвей с трудом, у него был ревматизм - хвороба эта, как он сам объяснял, прицепилась к нему из-за резиновых сапог, в которых ему пришлось ходить много лет, работая пастухом.

Как-то раз, получив пенсию, дед Матвей купил в сельском магазине большущий кулёк пряников и явился с ним на выгон, где как раз собралась наша ребячья компания с кнутами.

- Ну-ка, хлопцы, покажите, у кого инструмент лучше! - сказал он. - У кого он звончей щёлкает? У тебя, Василь? Или, может, у Митрия? Сейчас послухаем… А победитель, - дед поднял над головой кулёк с пряниками, - получит отличный подарок!

Пряники в те времена мы ели не каждый день, на это лакомство во многих семьях не оставалось лишних денег, поэтому подарок, по нашим понятиям, был в самом деле отличным.

И состязание началось. Дед, как заправский арбитр, важно усевшись на пенёк, внимательно наблюдал за нашим поединком. Сперва он дотошно разглядывал кнут, оценивая его внешний вид, затем сжимал с силой кнутовище сначала левой рукой, потом правой, и только после этого протягивал его

хозяину: «Ну-ка, щелкани!»

Мальчишка делал взмах, затем резко дёргал кнутовище на себя - раздавался хлопок. Дед Матвей, с полминуты подумав, чертил прутиком на земле какой-то знак, подзывал следующего:

- А ну, Петро, покажь-ка теперь ты, на что способен!

Оценив способности Петра, дед снова чертил на земле замысловатый знак и тут же, обращаясь ко всем, добавлял:

- Хлопка я, хлопцы, настоящего не слышу, вот что я вам скажу.

После Петра показывал своё умение Федька, за ним Колька, Витюн, другой Колька, Гришка…

-2

Наконец, поднявшись с пенька, дед Матвей объявлял:

- Ну, всё, хлопцы, соревнование завершилось. И вот что я вам доложу. - Он разглядывал свои таинственные знаки, начерченные на земле, важным голосом делал вывод:

-Победителей среди вас я не выявил. Вот если бы пришёл

Санька, то конечно первым был бы он, а так получается, что надо вам ещё маленько подучиться.

«А пряники?» - подумал каждый из нас.

- А с пряниками, - словно угадав наши мысли, сказал дед Матвей, - я поступлю так. Пару штук передадите Саньке - он их заслужил, даже заочно. А остальные… остальные я вручаю всей вашей команде! Это будет аванс в счёт ваших будущих побед. Только смотрите - поделите поровну!

  • Рассказывайте свои истории из детства. Лучшие я опубликую на своём канале.

Добра.