Найти в Дзене

ЗА ЧТО ДЕД ПРОСТИЛ КРАСНОПУЗЫХ

Моё письмо в «Правду», опубликованное в № 55 ((28167) 16-17 мая 2000г.

<тексту письма предшествовала редакционная вставка, в которой был задан вопрос: кто виноват в том, что тогда творилось в Чечне? авт.>

Лично для меня, уроженца Гроз­ного, ответ очевиден: главные ви­новные — те дураки и подонки из ближайшего окружения г-на Ельци­на, которые летом 1991-го сгово­рились с лидерами чеченских на­ционалистов о передаче им оружия расквартированных в Чечне частей Советской Армии. Очевидно и на­личие сговора, о чем свидетельст­вует тот общеизвестный факт, что первые ряды чеченов, штурмовав­ших армейские склады с оружием, составляли женщины и дети. На­верное, они всерьез верили, что рискуют жизнями. Но для тех, кто руководил событиями, это был по­литический спектакль, разыгран­ный перед объективами телекамер, чтобы представить дело так, будто ход событий поставил «гаранта» и его окружение перед дилеммой: или стрелять в женщин и детей, или отдать «диким горцам» оружейные склады.

Но нельзя упустить из виду глав­ную причину того, что произошло и происходит в Чечне,— религию. Вне зависимости от того, относила ли себя та или иная приближенная к «гаранту» особа к православным, мусульманам или атеистам, все они были двоеверцами. Религией, определившей их позицию в чечен­ских делах, был радикальный либе­рализм московского розлива.

Антикоммунизм — один из крае­угольных камней типичной системы абсолютных ценностей типичного либерала. Из абсолютной ценности антикоммунизма следует, что все, что противостоит коммунистам,— безусловно, хорошо, а все, что хотя бы слегка «льет воду на их (коммуни­стов) мельницу», столь же безуслов­но плохо. Казаки хотят, чтобы Чечня оставалась частью России. Раз ком­мунисты хотят того же, то, с точки зрения либерала, это очень плохо, а вот чеченский сепаратизм, по­скольку коммунисты против него,— это очень даже хорошо.

Такая вот нехитрая логика, для ко­торой «не надо головного мозга — достаточно спинного», и привела ок­ружение «гаранта территориальной целостности России» к выводу, что дать чеченским сепаратистам ору­жие, чтобы они могли употребить его против казаков,— святое дело.

А мне по этому поводу вспомина­ется одна история нашей семейной хроники.

Летом 1966-го или 1967 года у мо­его деда в Грозном гостили моя тетка и ее муж. Как-то поехали за город проветриться. Недалеко от села Бар­суки, где тридцать лет спустя так много стреляли, дед попросил зятя остановить машину. Подошел к краю пшеничного поля, потрогал колосья и, повернувшись к подошедшим до­чери и зятю, сказал: «Такого хлеба нам бы никогда не вырастить. За не­го я вам, краснопузым, все прощаю».

Деду было что прощать. В 37-м го­ду его старший сын — молодой по­мощник машиниста, рискуя жизнью, подогнал паровоз к загоревшимся цистернам с бензином, прицепил их и отогнал с территории нефтепере­рабатывающего завода в безопас­ное место. Затем была статья с порт­ретом в центральной газете, а через пару месяцев — арест. В 1942 году он шел пешим этапом на Таймыре, заболел, выбился из сил и был при­стрелен охранником.

Второй сын в 38-м был призван в армию, служил в артиллерии и в са­мом начале войны попал в окружение южнее Бреста. Исполняя последний приказ: «Рассредоточиться и малы­ми группами пробираться к своим», он протопал пешком до Мариуполя. По пути трижды попадал в плен и трижды бежал. В Мариуполе позна­комился с подпольщиками и вступил в их организацию. При освобожде­нии города оказался в лагере в Дон­бассе. Месяца через три служебные дела привели туда бывшего коман­дира его подпольной организации. Узнал бывшего подчиненного, пого­ворил, возмутился, пообещал доло­жить куда следует, и через две неде­ли старший сержант Бухтияров вновь вступил в должность командира ору­дия. Неприятности преследовали его еще долго после войны, но в семьде­сят пятом «награды нашли героя» — ему вручили те, которыми он был на­гражден в подполье.

Деда после ареста старшего сына выставили из только что купленного дома в Грозном с женой и тремя до­черьми в чистое поле. По слухам, продавец дома, имевший отношение к «органам», под шумок вернул назад свою бывшую собственность, и да­лее Бухтияровы нигде не могли за­держаться больше чем на три месяца — выгоняли все те же «органы». Ох и сложная штука — эта самая наша с вами жизнь, на описание которой у господ либералов есть всего две краски — чер­ная и белая. Двадцать лет спустя дед ска­зал мне, что та­ким образом пять или шесть уполномочен­ных НКВД по­очередно его спасали. Наверное, жа­лели трех дочерей, которые в случае ареста деда остались бы на руках у не имеющей никакой профессии ба­бушки. Это дед понял в сорок девя­том году, когда случайно стало изве­стно, что на него еще с двадцать пя­того года лежит донос, где говори­лось, что он — бывший деникинский офицер.

Дело всплыло в 48-м при приеме в партию того самого зятя, который в окрестностях Барсуков получил для всех нас прощение от деда. Его спро­сили, почему он не указал в анкете, что его тесть — бывший деникинский офицер. Дед пошел в органы объяс­няться. Принявший его сотрудник прочитал ему донос. «Могу опро­вергнуть, не выходя из этой комнаты. Глядите,— дед снял брюки и встал на одну ногу. Другая намного не до­ставала до пола.— Бумаги о том, что это ранение получено в 1914-м, по­сле чего я нигде и никому не служил, потому что был не годен ни к какой военной службе, в сельсовете и военкомате имеются».

Можно лишь удивляться, как моя мать и тетки ухитрялись в таких усло­виях учиться, причем учиться хоро­шо. Мать получила аттестат с отличи­ем и была принята без экзаменов в Ростовский университет.

Но началась война. В сорок вто­ром году деду снова не повезло. Для того чтобы скрываться от бомбежек, он и его соседи вырыли себе под ска­лой в склоне горы убежище — и именно этот склон почти на месяц оказался линией фронта. Сверху — немцы, снизу — наши. Потом — бег­ство немцев с Кавказа и новые не­приятности с «органами», правда, не столь серьезные и продолжитель­ные, как до войны. Мать продолжила учебу в Грозненском нефтяном ин­ституте, туда же, окончив школу, по­ступили и тетки. Да, деду было что припомнить нам, коммунистам: мно­го плохого и гораздо меньше — хо­рошего.

Тремя годами ранее на похоронах бабушки я услышал, как ее брат, в прошлом директор одной из гроз­ненских школ, сказал деду: «Гляди, Андрей, и... здесь». Названное им имя я слышал от деда. Это была дальняя родственница, которая в 25-м году написала на него донос и которую дед легко «вычислил» по не­которым деталям доноса и по стилю. Я встрепенулся, но был немедленно остановлен. «Раз пришла, значит, раскаивается,— сказал мне брат бабки,— Учись видеть и уважать все, что достойно уважения».

Три года спустя после прощения непосредственной виновницы его бедствий дед простил и нас, комму­нистов. Тогда я не придал большого значения рассказу тети об этом со­бытии и лишь много лет спустя по­нял, что этим в нашем роду была под­ведена черта под гражданской вой­ной. С тех пор я как коммунист не НУЖДАЮСЬ НИ В НИКАКИХ И НИ­ЧЬИХ прощениях за то, что произош­ло с 1917 по 1985 год. Просить про­щения и каяться должны те, кто во­пит нам «Покайтесь!», а сами разду­ли пожар гражданской войны вновь, чтобы строить на крови и страданиях жертв того пе­риода свой кощунственный политический бизнес, и по чьей вине вновь льются реки крови.

Покаяться мне есть в чем, но это будет совсем не то покаяние, которого добива­ются от коммунистов. Я рас­каиваюсь в том, что не нанес либеральной вере всего то­го ущерба, который потен­циально способен был ей нанести. Ведь для меня уже к середине семидесятых были очевидны ненадежность и даже лженаучность ее краеугольных кам­ней — культов экономической науки и экономистов, рынка, Запада и без­духовности, равно как и принципи­альная порочность идеи системы, содержащей более одной абсолют­ной ценности,— не буду всуе поми­нать, какой именно.

Нельзя было становиться в пози­цию стороннего наблюдателя, высо­комерно презиравшего всех верую­щих в эту ахинею и делающих на ней свой гешефт: от партийных бонз и завсегдатаев пресловутых заполнен­ных московских кухонь до шарлата­нов из социал-гуманитарной «науч­ной» обслуги ЦК КПСС. Надо было действовать.

Но лучше поздно, чем никогда. Войну с либеральной верой я начи­наю с требования предъявить дока­зательства того, что те, кого «мысля­щее общество» бездоказательно провозгласило «цветом интеллекта России» и «умнейшими и образован­нейшими людьми нашего времени», действительно являются таковыми. В связи с этим я приглашаю господ Гайдара, Чубайса и Явлинского, имевших касательство к тому прави­тельству, что вооружило чеченских сепаратистов, доказать, что они на самом деле так умны, как их малюют либеральные СМИ. Чтобы не делать дважды одно и то же, я приглашаю присоединиться к ним господ Нем­цова и Кириенко, которые также не возражают против того, чтобы их причисляли к лику «умнейших и об­разованнейших».

Я предлагаю вышеназванным пер­сонам доказать более или менее приличный уровень своего интеллек­та, образования и эрудиции, пройдя всестороннее совместное тестиро­вание со мной и еще пятью урожен­цами Грозного — города, уцелевше­го в войну и уничтоженного единст­венно по глупости господ либералов. Чтобы у приглашенных не очень тряс­лись коленки, сообщаю, что команда Грозного не имеет никаких основа­ний причислять себя к «лучшим умам России»: по моим прикидкам, на Руси найдется от пяти до двадцати тысяч голов поумнее наших. Кроме того, мы даем «умнейшим и образован­нейшим» фору. Грозный будут пред­ставлять только питомцы одного- единственного института—Физтеха.

Сомнений в исходе этого поедин­ка у меня нет. Публично доказав не­состоятельность их претензий на сколько-либо незаурядный интел­лект, мы совершим над ними акт ме­сти, которая будет для них гораздо хуже кровной.

Я бы не советовал «умнейшим и образованнейшим» уклоняться от вызова. Все-таки какой-никакой — шанс. Второго приглашения не бу­дет. Пользуюсь также случаем, чтобы попросить откликнуться всех уро­женцев Грозного, обучавшихся в Физтехе.

Братья казаки! Мне нет необходи­мости прибегать к помощи газеты, чтобы найти пятерых земляков, ко­торые не откажутся помочь макси­мально наглядно проиллюстриро­вать «мыслящему обществу» спра­ведливость поговорки: «Кто в Жме­ринке умный, тот на Дерибасовской едва дурак». Но это — лишь малая часть интеллектуальной работы, не­обходимость которой так ярко вы­светили чеченские события. Дело не только и не столько в том, чтобы отомстить непосредственным ви­новникам за разрушенный Грозный, за гибель многих десятков тысяч на­ших земляков, за унижения и стра­дания полумиллиона уцелевших. Глупости радикальных либералов поставили в повестку дня вопрос о выживании России. Остановить их можно, лишь разрушив их веру, де­лающую из умных людей дураков и превращающую посредственных — в автоматов. Вот почему я призываю вас объединиться, с тем чтобы об­рушить всю мощь вашего интеллек­та на либеральную веру…

Юрий НАЗАРЕНКО. Инженер.