Улыбнуло вчера немного, хотя дни чёрные. Товарищ боевой прибыл из славной страны победившего (после распада СССР) светского ислама — в наши российские пенаты. Губернский город Н поразил его дешевизной алкоголя, дороговизной говядины, отсутствием баранины, запретом собственными руками выбирать некоторые овощи-фрукты на рынке… и эпизодом избиения алкаша-мужика столь же синей супружницей.
Что было ошарашено снято (снабжено гневными комментариями) на мобильник с балкончика арендованной квартирки. Целый вечер скайп аффтара источал миазмы яростного негодования самой возможности такой ситуации: «Русских мужиков не осталось! Как вы такое допускаете!». Ну как… допускаем. Это вам не там, где:
«Если женщина худая, то бить нужно тростью, если она обладает мощным телосложением, — кулаком, пухленькую женщину — раскрытой ладонью. Таким образом тот, кто бьёт, не нанесет повреждений самому себе». (Джордж Буске, автор книги «Секс-этикет в Исламе»).
Не знаю, где такого исламского этикета набрался господин Буске. Но для не очень искушённого в данном веровании человека, готов сообщить приятную (или шокирующую) новость: бить свою жену нужно обязательно. Но строго по правилам. Потому что, нравственные основы семейного насилия в исламе заложены непосредственно пророком Мухаммадом:
«Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины — благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах.
А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них!». (Коран,4:34)
Подавая пример соратникам, Пророк тоже бил свою жену. О ужас… сравнивал женщин с домашними животными, настоятельно рекомендовал держаться этого «нравственного ориентира» даже в своей прощальной проповеди. Так что, для правоверного мусульманина избиение жены — это не какая-то восточная жестокость дикаря, как вопиют некоторые феминистки. Это не хобби, не психическое уродство, не вид психологической разгрузки.
А вдумчивый воспитательный процесс, почётная и практически сакральная обязанность. Врежь жене, почувствуйте себя правоверным, ага. Только не перестарайтесь. Голова должна быть светлой и холодной. Нужно точно знать: за что конкретно бить. Сложный и деликатный вопрос. В приличном мусульманском обществе разговоры на такие темы — харам. За что конкретно каждый лупцует свою ненаглядную… запрещено обсуждать шейхом Умаром, ближайшим сподвижником Пророка:
«Не следует спрашивать мужчину о том, за что он побил свою жену». (Сады праведных)
Как быть? Особенно когда очень хочется. Придётся этот щепетильный вопрос провентилировать с учёным имамом. Или самостоятельно изучать Коран. Там станет ясно: не рекомендуется бить женщин просто так, ради удовольствия. Оплеуху нужно вешать за «непристойное поведение». Только не думайте, что это походы в супермаркет в бикини или девичники с вызовом стриптизеров.
Все куда прозаичнее. Достаточно эпизода, если тёща (с разрешения или с потерей бдительности вашей ненаглядной) села на любимый диванчик главы дома. Или (не приведи аллах!) пригласила в дом какую-то бестолковую подружку, без получения на то дозволения.
«Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть». (Имам Ат-Тирмизи)
Побои допустимы в более вопиющих случаях, когда жена:
- отказывается делать всё, чтобы выглядеть привлекательной для мужа;
- отказывается удовлетворять его сексуальные потребности;
- покидает дом без разрешения;
- пренебрегает своими религиозными обязанностями;
- говорит «Я занята!» на любое замечание мужа о поведении детей или её родственников;
- если воспитана с помощью побоев, другого обращения уже не понимает;
- игнорирует мужа, сплетничает и относится к нему снисходительно;
- не слушается тех пор, пока муж не применит силу.
Короче, повод найдётся всегда.
При должной сообразительности и пристрастном подходе к вопросу. Страны ислама, даже недурно просвещённые, к этому вопросу относятся вполне лояльно. Но и крайности присутствуют.
Ещё советские врачи вели учёт эпизодам домашнего насилия в Афганистане, придя в ужас: почти 90 % здешних женщин с ним прекрасно знакомы, но ничуть не ропщут. Несколько показательных случаев осуждения за это безобразие мужей — были, но только в откровенно вопиющих эпизодах с членовредительством и убийствами.
Во времена… до Исламской революции Ирана (1979 год) Красный Крест тоже проводил собственные изыскания, пытаясь оценить размах «домашнего насилия». Почти 70% женщин с ним были хорошо знакомы. Подвергались физическому воспитанию. Иранские мужики были изобретательны: кусали своих благоверных, связывали, сажали в чуланы и подвалы на «хлеб и воду», любили потаскать за волосы... буквально в первый «медовый месяц» брака.
Обескураживающие к статистическому учёту данные даёт Пакистан. Там 80% женщин систематически подвергаются семейному насилию в довольно крайних формах. От четырех до пяти тысяч женщин (в год!) просто убивают в семьях. Вполне официально, это называется «убийство чести» (25% от всех убийств страны), законом такое не преследуется. Но для «правозащитников» — якобы осуждается.
Мужья, их родственники побивают камнями несчастных пакистанок — за тяжкие «преступления», сжигают — за менее значительные проступки. Инвалидность и тяжкие увечья после «воспитательных процедур» там приобретают в четыре раза больше женщин. А теперь обратная сторона медали. Женщины мира ислама… с пониманием относятся к заветам Пророка.
Когда правозащитные организации просто одолели власти Иордании, Национальный Совет по делам семьи этой страны не придумал ничего умнее, как провести социологические изыскания. Выдал мировому сообществу радужный отчёт:
- 83% иорданских женщин одобряет избиение, если жена обманывает мужа;
- 80% согласны терпеть побои, если не выполнили прямое распоряжение супруга;
- 60% одобряют собственное избиение, если подгорела еда;
- 52 % согласны терпеть побои, если недостаточно оперативно выполняли указание.
Но коммент…
Как бить правильно.
Само собой, лучшие умы мира ислама, особенно во времена его Золотого Века… вопросом занимались крайне скрупулезно. Были категорически против тяжких побоев, нанесения увечий… Совсем редко одобряли убийство женщин в семье. Лишь в самом крайнем случае допускали — поношение веры, прямая измена. Больше напирали умники Багдада, Дамаска и Александрии на превентивные воспитательные меры.
Считая рукоприкладство не очень эффективным методом, предлагали правильному мусульманину заниматься духовным ростом своих супружниц. За проступки нужно сначала подробно растолковать неразумной её ошибки, в случае непонимания — запереть в чулане. Обязательно лишить секса. На этот случай всегда разумным будет иметь ещё одну жену, наложницу… или любовницу:
«Если они поступят так, то Аллах разрешает вам закрывать их в отдельных комнатах и бить их..». (Ат-Табари)
Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа и бейте их..» (Ат-Тирмизи)
Богословы написали немало пояснений, чтобы «бейте их»… применялось как можно реже. Но иногда без этого прискорбного воспитательного упражнения не обойтись. Учёные мужи и тут все регламентировали советами. Как именно стоит постепенно и справедливо наращивать физическое воздействия:
«Для начала можно дать ей легкую пощечину, или ущипнуть, или не сильно толкнуть. Во время битья жены, мужу следует сказать: «Ты совершила тяжкий грех, который заслуживает избиения». (Богослов Галал Аль-Хатиб, Александрия)
Много увещеваний оставили «гуманисты» и правоведы мира ислама, стремясь сделать процесс домашнего насилия более милосердным. Постоянно придумывая различные способы превентивного психологического воздействия на слишком упёртых обитательниц «женской половины» дома. Рекомендовали:
«Орудие наказания (прут) следует держать на виду, так, чтобы ваша жена могла всегда его видеть». (Гассан Аша)
Хм… у нас на заставе так собак служебных дрессировали, упрямым коняшкам в денник хлыст перед наглой мордой вешали. Чтобы могли ночью поразмыслить, стоит ли в следующий раз закидываться на манеже, жевать только постиранное исподнее товарища командира. Не уверен, что работало. Но богословы мира ислама были уверены — это помогает.
Не чуждые гринписовского сострадания к животным и женщинам (как собственности гордого мужчины), крайне заботились о товарном виде. Были несгибаемыми борцами с битьем по лицу, нанесению увечий и:
«Бить следует аккуратно, чтобы не вызывать травму, то есть, не ломать кости и не наносить кровоточащие раны». (Аль-Навави, исламский правовед XIII века)
«Женщину не нужно бить по чувствительным частям тела — лицу, груди, животу, голове и т.д. Удары нужно направлять на конкретные участки тела, такие, как ноги и руки.
Если вы бьёте женщину тростью или прутом, они не должны быть слишком толстыми, чтобы не оставлять на коже раны или гематомы». (Мохамед Камаль Мустафа, книга «Женщина в Исламе»)
«Муж должен предупреждать жену о количестве ударов: один удар, два, три, четыре, десять... Никогда не бейте её бутылкой с водой, тарелкой или ножом — это запрещено». (Гази Аль-Шимари)
Десять ударов… Если палкой или приспособлением для эффективного приведения в бодрое состояние ленивого ишака… это чересчур. Но если собрать всю «сокровищницу мыслей» учёных-мусульман, вывод всё-таки обнадеживающий можно сделать. Концепция домашнего насилия в исламе должна опираться не на кулаки и палку. В большей степени правоверный должен заниматься воспитанием, в качестве принуждения использовать моральные страдания и психологическое подавление женщины.
Выводы…
Друга своего я успокоил, горестно посетовав на забытьё исконно русских традиций семейного воспитания. Которые совсем не страдали либеральностью по отношению к мужской самоходной собственности. Процитировал (с надрывом сожаления) «Домострой»:
«Когда в сердцах или с кручины так бьют, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу и палец вывихнут, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются. В наказание бить плетью, — и разумно и больно, и страшно и здорово».
Какой красивый слог, какая мудрость вековая! Хм… А если почитать «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII столетиях» историка Николая Костомарова, то вообще православный домашний насильник от восторга пузыри начнёт пускать!
«Обращение мужьёв с жёнами было таково: по обыкновению у мужа висела плеть, исключительно назначенная для жены и называемая «дураком»; за ничтожную вину муж таскал жену за волосы, раздевал донага, привязывал веревками и сек «дураком» до крови — это называлось учить жену.
У иных мужьёв вместо плети играли ту же роль розги, и жену секли, как маленького ребёнка, а у других, напротив, дубина — и жену били, как скотину. Такого рода обращение не только не казалось предосудительным, но ещё вменялось мужу в нравственную обязанность.
Кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет и сам погублен будет и в сем веке, и в будущем, и дом свой погубит».
Но стоит Русь Православная и поныне, не шелохнется! Судя по всплескам законодательного безумия (как было в 2016 году), Скрепы так или иначе поправят. Максимально близко приблизив законодательство — к вышеприведенным цитатам и «традициям».
Уже несколько лет полыхают страсти вокруг регулярно вносимых законопроектов, переводящих побои не просто женщин, а вообще всем близким родственникам (детям, бабушкам и прочему домашнему люду) — из уголовного преступления… в разряд административных правонарушений. Если раньше за такие упражнения можно было (с большим процедурным скрипом) впаять любителю «православных традиций» два года колонии, то ныне тушкой и чучелком стараются протащить необременительные штрафы.
Что лично думаю? Подозреваю, что будет легализована деятельность лиц традиционалистской сексуальной ориентации. Столь презираемых лично — ряженых казачков с нагайками, глубоко верующих активистов-энтузиастов средневекового BDSM. Сдобренное пустопорожней болтовней о Скрепах, не поддающейся разуму «духовности».
Родом из потомственной казачьей семьи, где к женщинам относились с небывалым пиететом и уважением. Суровый и скорый на расправу дед всегда кряхтел, но с почтением кивал встречной замужней казачке. Лениво отбрехивался на откровенное умаление своего мужского достоинства: «Пень детоумный! Затукать воротину мамка не учила? Курей заспал, ворог!». Из полезных советов старца уяснил два:
- «Бойся бабу спереду, как кобылу сзаду!»;
- «Лучше сгинуть в поле, чем в бабьем подоле».
Занимайся своим делом, короче… если ты мужчина. Холостякуй или рысачь, если не уверен в крепости своих нервов (что ваш покорный слуга и делает). Никакого рукоприкладства в семейных отношениях даже помыслить не могу. Острое словцо, юмор и злой сарказм — куда эффективнее затрещины.
Поэтому, когда странные женщины-депутаты Госдумы от «Единой России», понукаемые сенаторшами Кареловой и Драгункиной, выступают с подобными инициативами… хочется пожелать им испробовать «домашнее православное и семейное воспитание» на собственной шкуре. А поскольку страна многоконфессиональная — заехать на недельку в набожные горные села Кавказа, вопрос обсудить с местными.
Но быть либеральным в отношении сумасшедших сурфажисток, феминисток, инстаграм-дур с безумными советами по воспитанию детей, выстраиванию отношений — тоже неприемлемо. Хочется порой утилизировать этот биомусор средневековыми методами или налаживанием (запрещённого законом) товарного рабовладельческого оборота с Пакистаном. Пусть они там будут проблемой, часика на два-три. Насколько здоровье позволит.
Для особо одарённых и агрессивных делаю специальную сноску: аффтар категорически против насилия над женщиной. Несмотря на то, что некоторым это явно пойдёт на пользу. Утверждение работает в обратную сторону тоже.
Комментарии распахнуты, делимся соображениями…
#семейное насилие #ювенальная юстиция #мужчина и женщина #семейные отношения #положение женщин в исламе #ислам #семейные традиции #история семьи