Найти тему
Пути-дорожки

Для экономики выгоднее школы-гиганты, но полезнее ли они для образования?

Оглавление

Все новые школы у нас страдают гигантизмом. Маленькие старые закрывают, а на их месте строят огромные полуторатысячники. У нас в Екатеринбурге в Академическом есть даже школа на 2 000 учеников. Это выгодно для бюджета - один директор, одна столовая, библиотека... А хорошо ли для детей?

Их строят красивые, конечно, по-современному оборудованные - со всеми этими интерактивными досками и укомплектованными лабораториями физики и химии. С коворкингами и кабинетами робототехники, заполненными суперсовременными комплектами ЛЕГО.

Новая современная школа в районе Академический в Екатеринбурге. Видео автора.

У этих новых зданий для школ расцвечены фасады, для них оборудованы спортивные площадки и стадионы с современными покрытиями. Словом, по всем показателям - школы-конфетки. Правда вот, они слишком огромные.

Не знаю, как где, а у нас в Екатеринбурге как новая школа - так гигант на 1 500 - 2 000 учеников. Обычно это 2 здания, соединённые переходом. Или просто 4 огромных этажа, выстроенных буквой "П".

В самой большой школе под номером 23 в новом районе Академическом в Екатеринбурге (я писала о нём в публикации "Побывала в самом урбанистическом районе Екатеринбурга") - 21 класс в параллели в начальной школе, а всего здесь учатся около 3 000 ребят.

Самые крупные школы России

  • 23 первых класса было сформировано в прошлом году в образовательном центре №5 Челябинска. Он рассчитан на 1 500 учеников.
  • Школа №548 на Зиле в Москве рассчитана на 2500 учеников.
  • В Троицке (Новая Москва) работает новая школа на 2 100 мест.
  • В Некрасовке (Москва) школа №2048 рассчитана на 2 100 учеников.

Моя племянница в этом году пошла в одну из таких огромных школ в новом районе города. Одних только 10-х классов в ней 5 штук - примерно по 30 учеников в каждом. Очень много людей. Но зато и оборудование прекрасное - не только нормально оборудованные лаборантские в кабинетах физики и химии, но даже и специальный кабинет для работы с дронами и квадрокоптерами.

Новое дополнительное здание для школы №125 в Екатеринбурге. Видео автора.

Робототехникой и айти-направлением можно заниматься, не выходя из школы - на современном оборудовании. Можно не тратить время и усилия на то, чтобы идти до кружка в Доме творчества (о том, что такие кружки у нас бесплатны и их много на любой вкус, я уже писала). Это здорово!

Но... в такой огромной школе, по моему мнению, ученик становится обезличенным винтиком. Скажите, может ли директор подобного гиганта знать всех своих учеников? Да нет, разумеется. Вобщем-то, в такой гигантской школе директор - совсем и не педагог, он, скорее, менеджер. Так что знать, как зовут учеников и чем они отличаются друг от друга, ему и не надо.

Новая школа. Красивая и огромная. Фото автора.
Новая школа. Красивая и огромная. Фото автора.

Хорошо. А не становится ли в такой огромной школе учёба обезличенной? Не видя конкретных детей с их проблемами и удачами, на что остается смотреть директору и завучам? Очевидно, лишь на бесчувственные показатели - цифры в отчётах учителей.

Это я теоретизирую, потому что мне не нравится обезличенность. А при том условии, что школа становится гигантской, другого варианта нет.

Хотя перед тем, как взяться за этот текст, я спросила мнения о том, какая школа лучше - большая или маленькая - педагога, школьного завуча, автора канала "Завуч в теме". И она ответила, что размеры школы неважны, а важно, какие учителя в ней работают. Хороший ответ.

Яркое новое здание школы №43 в Екатеринбурге. Видео автора.

Где легче построить коллектив - в огромной школе или в небольшой? Мне кажется, шанс сделать коллектив спаянным, избежать текучести кадров именно в маленькой школе.

Сейчас моя младшая дочка учится в новой лицее на 1 200 учеников. Она как раз перешла из уютной и камерной началки (у них было отдельное здание, соединённое с основным переходом) в среднюю 4-этажную школу. И я на себе почувствовала атмосферу этой обезличенности - никому не интересен ученик с его конкретными проблемами. Главное - не выделяться, не вызывать вопросов, не раздражать своими потребностями руководство. Ему не до частностей. Есть трудности? А решайте их сами - в том числе, и с репетиторами.

А вот старшая дочь учится у нас в старой школе человек на 600 учеников. Ну, здесь-то все практически на виду. Попробуй не сдать вовремя контурные карты! Мне кажется, даже этот факт будет известен директору... Шучу) Но в шутке есть доля истины.

Почти семейное отношение к детям мы, родители, чувствовали в этой старой небольшой школе почти всегда: проблемы детей всегда интересовали руководство. Все ли понимают математику, чтобы не было хвостов. Все ли желающие успели записаться на олимпиаду. В конце концов, подтянуть ударников, чтобы было меньше троечников! И отличников тоже!

Скажу кстати, что вот эта вот небольшая школа старшей дочери и по качеству образования на высоте: вот недавний топ-100 школ РАЭКС - и неогромный старый лицей вошёл в эту прекрасную сотню в качестве одной из 3 наших свердловских школ.

А вы, дорогие читатели, как думаете - какая школа полезнее для качественной учёбы - маленькая или огромная?

Приглашаю подписаться на ➡️ мой канал - я пишу о путешествиях, краеведении и воспитании детей. Живу в Екатеринбурге, так что темы Урала - мой любимый конёк.

А английский со 2 класса ввели для поддержки теневого репетиторства, наверно

Почему мы растим несамостоятельных детей, а сами в детстве были совсем другими?

Как вы помните советскую школу: тест

#школа #образование #дети #проблемы образования #школьное образование