Было бы преувеличением заявить, что Берт Кемпферт открыл «Битлз». Но он сыграл важную роль в их развитии, дал им первый контракт на запись и косвенно помог познакомиться с будущим менеджером. А ещё стал одним из самых успешных исполнителей в Европе с «музыкой, которая не беспокоит».
Весной 1961 года мир оказался на пороге перемен. Однажды майским вечером 38-летний продюсер, композитор и аранжировщик Берт Кемпферт нырнул в клуб на Репербане в Гамбурге, чтобы застать концерт четырёх молодых парней из Англии, о которых он слышал хорошие отзывы. Впечатлённый их энергией, Кемпферт решил, что они подойдут в качестве аккомпаниаторов для ещё одного артиста из Ливерпуля — певца по имени Тони Шеридан.
На два июньских дня «Битлз» и Тони Шеридан отправились в школьный концертный зал на другом конце города, где Кемпферт устроил временную студию. Продюсер заставил их подписать документ, который связывал их с компанией Bert Kaempfert Productions на год. Это был первый контракт «Битлз» на запись. За работу они получили 300 марок.
Четыре месяца спустя песня «My Bonnie» была выпущена в качестве сингла лейблом Polydor с «When the Saints Go Marching In» на оборотной стороне. Через несколько дней некий покупатель зашел в магазин NEMS Брайана Эпстайна в Ливерпуле и попросил пластинку «Битлз». Когда на следующий день две молодые женщины тоже попросили «My Bonnie», Брайан решил пойти посмотреть на группу, которую все спрашивают, в местном клубе «Кэверн». В этот момент история популярной музыки изменилась навсегда...
К концу года Брайан Эпстайн попросил «Битлз» досрочно освободиться от обязательств перед Bert Kaempfert Productions, и Берт Кемпферт не возражал. Он предполагал, что у этих четырёх неряшливых английских парней есть шансы на успех, но был слишком занят собственной музыкой. Быстрое и шумное звучание модных бит-групп было крайне далеко от мира нежных оркестровых мелодий, в которых Берт Кемпферт чувствовал счастливым. «Я хочу создавать музыку, которая не беспокоит», — сказал он.
Выпуск синглов, покоряющих чарты, не входил в список приоритетов музыканта. Но его талант композитора и аранжировщика сделал Кемпферта одним из самых коммерчески успешных исполнителей в Европе. Когда он познакомился с «Битлз», у него уже был собственный хит номер один в США «Wonderland by Night» — пластинка, которая вытеснила Элвиса Пресли с первой строчки.
Однако Элвис, скорее всего, не обиделся. В тот вечер, когда Кемпферт пошёл в гамбургский клуб посмотреть на молодых битлов, англоязычная версия немецкой народной песни «Muss i den» в исполнении Элвиса Пресли в течение шести недель занимала первое место в Великобритании. Адаптацию делал всё тот же Берт Кемпферт.
Пять лет спустя Кемпферт заполучил два своих самых больших песенных хита. Фрэнк Синатра записал его «Strangers in the Night», а Эл Мартино сделал кавер инструментальной композиции «Лунный свет в Неаполе», которая при добавления текста превратилась в «Испанские глаза».
Про последнюю Кемпферт рассказывал: «Я написал её тёмной и ненастной ночью на севере Германии, во время шторма. Должно быть, я думал о более тёплых краях, особенно о Неаполе, потому что я написал пьесу для струнных и мандолины под названием "Лунный свет в Неаполе". Когда она прибыла в Америку, её назвали "Испанские глаза". Я позвонил в Нью-Йорк и сказал: "Эй, эта музыка итальянская, а не испанская", а они просто сказали: какая разница — это хит!»
Мелодии Берта Кемпферта исполняли среди прочих Дин Мартин, Элла Фицджеральд, Ширли Бейси, Нат Кинг Коул. Но в его арсенале была и серия альбомов, выпущенных под собственным именем: с фирменными струнными, яркими басовыми партиями и сольными духовыми инструментами, исполняющими трогательные мелодии. Эти пластинки разошлись по миру тиражом в 150 миллионов копий.
Неплохо для человека, чьи юношеские амбиции простирались не дальше исполнения музыки для пассажиров круизных лайнеров! Бертольд Кемпферт родился 16 октября 1923 года. В пятилетнем возрасте он был сбит машиной на улице Гамбурга. Таксомоторная компания признала вину за инцидент. На компенсацию мама Бертольда купила пианино — и научила пятилетнего сына основам игры, чтобы скоротать время, пока его отец — корабельный стюард — был в море.
Берт Кемпферт родился в одном из самых оживлённых портов Европы — ключевом узле трансатлантических перевозок — и вырос под звуки паровых свистков. Это были ворота в мир. Мальчик наблюдал за огромными лайнерами, похожими на плавучие города. Берт мечтал взойти на борт одного из таких кораблей в качестве музыканта, чтобы увидеть экзотические уголки Земли, занимаясь любимым делом.
После окончания музыкальной школы Берт Кемпферт играл с местным биг-бэндом в качестве саксофониста и аккордеониста, пока не вмешалась война. Его отправили вместе с военным оркестром на остров Зильт, что недалеко от границы с Данией.
После войны Берт учился профессии музыканта в клубах для американских военнослужащих, прежде чем вернуться в Гамбург, где он стал композитором и аранжировщиком общественной телекомпании, а также продюсером и искателем талантов для лейбла Polydor.
Работа в звукозаписывающей индустрии научила Берта Кемпферта легко усваивать новые популярные жанры, не теряя яркой и узнаваемой основы своего звучания. В эпоху диско продюсер удостоился похвалы от Айзека Хейса за мастерскую адаптацию музыкальной темы из фильма «Шафт».
На заре 1980-х годов казалось, что Берту Кемпферту суждено достичь ещё больших высот. 16 июня 1980 года публика в Королевском Альберт-холле вызвала лидера оркестра на бис четыре раза, и ему пришлось умолять: «Я бы с удовольствием продолжил, но у меня закончилась музыка!»
Пять дней спустя Берт Кемпферт внезапно умер от инсульта в своем загородном доме на Мальорке — с окнами с видом на море, которое когда-то питало его детские мечты, и на корабли, которые были столь же элегантны, как музыка, которая принесла ему состояние и помогла покорить публику по всему миру.
Мелодии, которые создал этот гамбургский композитор и аранжировщик, по-прежнему полны первозданной уютности, лёгкости и непринуждённости. Намеренно или нет, но Берт Кемпферт воплотил в музыке собственный характер. Он был человеком скромным и сдержанным — но в то же время изобретательным, радостным и полным жизни. Эти мелодии и сегодня греют душу...
Читайте также:
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!