Найти тему
Загадки Сибири

Наводнение на Байкале, которое разделило СССР пополам

Привет, друзья!

Катастрофическое наводнение в южном Прибайкалье произошло в конце июня 1971 года. На регион обрушились аномальные дожди: в течение 10 дней выпала полугодовая норма осадков.

Представляем вашему вниманию подборку фотоматериалов, освещающих это событие.

Грузовик опрокинулся в разбушевавшийся речной поток, Байкальск, 1971 г.
Грузовик опрокинулся в разбушевавшийся речной поток, Байкальск, 1971 г.

Всего в результате наводнения в Иркутской области было затоплено 33 населенных пункта, 82 промышленных предприятия, около 700 км автодорог.

Всесоюзный масштаб бедствие приобрело, когда из-за разлива рек и схода селей были разрушены железнодорожные и автомобильные мосты и участки дорожного полотна на участке Слюдянка – Байкальск.

Железнодорожные пути, смытые с полотна потоком воды, Байкальск, 1971 г.
Железнодорожные пути, смытые с полотна потоком воды, Байкальск, 1971 г.

В результате оказались разорваны две транспортные артерии, соединяющие западную и восточную часть Советского Союза – Транссиб и автомагистраль М-55.

Огромная страна, занимающая 1/6 часть суши, оказалась разрезана пополам.

Завалы на железнодорожных путях, Байкальск, 1971 г.
Завалы на железнодорожных путях, Байкальск, 1971 г.

Всего в районе южного Байкала было повреждено более 40 км железнодорожного полотна. Наиболее крупные аварии произошли в городе Байкальске и его окрестностях.

Так в нескольких километрах от был разрушен железнодорожный мост через реку Утулик. Бешенный поток размыл берега, сместил опоры моста и утащил один их пролетов. Рельсы со шпалами повисли над водой.

Разрушенный мост через реку Утулик, Байкальск, 1971 г.
Разрушенный мост через реку Утулик, Байкальск, 1971 г.

Экстренные работы по укреплению берегов, сужению русла реки, возведению временных опор и восстановлению моста заняли порядка двух недель.

Только на четвертые сутки было отрыто одностороннее движение поездов через Утулик. И только через 12 дней после обрушения моста составы пошли по Транссибу в обоих направлениях.

Сооружение временной опоры железнодорожного моста через реку Утулик, Байкальск, 1971 г.
Сооружение временной опоры железнодорожного моста через реку Утулик, Байкальск, 1971 г.

Кроме того, в Байкальске оказалась затопленной часть жилого сектора. Селевой поток, оставивший после себя горы ила и камней, отрезал от города промплощадку Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.

А по руслу реки Малой Осиновки селевой поток прорвался в один из водоотстойников комбината.  Потребовались экстренные меры для предотвращения прорыва промышленных отходов комбината в Байкал.

Создание постоянной опоры через реку Утулик после схода воды, Байкальск, 1971 г.
Создание постоянной опоры через реку Утулик после схода воды, Байкальск, 1971 г.

Все время, пока движение по Транссибу и трассе М-55 было затруднено, перевозки через Байкал осуществлялась водным транспортом. Также из Иркутска в Улан-Удэ был организован воздушный мост.

Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на  КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.