Найти в Дзене

Познавательная деятельность человека

Познавательная деятельность человека состоит из: внимания, ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления и речи. Далее мы будем рассматривать их по видам, функциям, физиологической основе и свойствам.

Внимание - психический познавательный процесс, который направлен на сосредоточение сознания на определенном объекте при отвлечении от всего остального.

Виды внимания:

1) Непроизвольное. Возникает само по себе без осознано поставленных целей под влиянием сильных, ярких, неожиданных раздражителей (крик, звонок, неожиданное действие).

2) Произвольное. Возникает под воздействием волевых усилий, есть цель.

3) Послепроизвольное. Наличие осознанной цели, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания (например, чтение становится скучнее и неинтереснее и из-за этого теряется внимание и мы не понимаем прочитанное).

Свойства внимания:

  • Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одномоментно
  • Концентрация - степень сосредоточенности на объекте
  • Переключение - возможность переноса внимания с одного объекта на другой
  • Рассеянность
  • Распределение - возможность удерживать в поле внимания несколько объектов
-2

Ощущение - психический познавательный процесс, который заключается в отражении отдельных свойств предметов при непосредственном взаимодействии их на органы чувств
-3

Физиологическая основа:

Физиологические основы ощущения глубоко и системно исследованы в рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Показано, что своей сути ощущение является целостным рефлексом, объединяющим периферические и центральные отделы нервной системы. И. П. Павлов ввел понятие «анализатор» и показал, что деятельность анализаторов раскрывает физиологический механизм возникновения ощущений.

Анализатор – нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих на организм внешних и внутренних раздражителей.

Таким образом, информация об ощущении преодолевает такой путь: рецептор (уши, нос, глаза, язык, кожа) --- центр стремительного пути (нервы) --- корковый центр (кора головного мозга)

-4

Функции ощущений:

  1. первичное познание
  2. ориентировка в окружающем мире (приспособление)
  3. защита от вредного воздействия окружающей среды
  4. эмоциональные переживания

Виды ощущений:

  • Экстероцептивные (слуховые, зрительные, вкусовые и т.д.)
  • Интероцептивные (болевые ощущения)
  • Проприоцептивные (положение в пространстве, движения тела и его частей)

Свойства ощущений:

  • адаптация
  • чувствительность (способность реагировать на раздражители)
  • сенсибилизация - повышенная чувствительность одних анализаторов
  • синестезия - возникновение ощущения характерного для другого анализатора (скрип по доске - мурашки)
  • компенсация - увеличение чувствительности одних анализаторов при потере чувствительности других
Восприятие - психический познавательный процесс, который заключается в целостном отражении предметов при непосредственном воздействии на органы чувств
-5

Виды восприятия:

  1. По ведущему анализатору (слуховое, тактильное и т.д.)
  2. По отражению формы существования материи (пространство, время)
  3. По степени целенаправленности деятельности человека

Свойства восприятия:

  • апперцепция - связь с прошлым опытом
  • избирательность - зависимость от интересов
  • осмысленность - связь с имеющимися знаниями
  • целостность и обобщенность - объединение отдельных частей
  • константность - постоянство восприятия, которое обеспечивается опытом и понятиями
  • искажение восприятия
Память - психический познавательный процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении прошлого опыта
-6

Физиологическая основа:

следы бывших нервных процессов сохраняются в коре больших полушарий головного мозга

Виды памяти:

  1. По объекту запоминания - эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая
  2. По наличию цели - произвольная, непроизвольная
  3. По способам запоминания - механическая, смысловая
  4. По времени сохранения - оперативная, кратковременная, долговременная

Процессы памяти:

  • Запоминание - процесс запечатления информации в сознании
  • Сохранение - процесс удержания информации в сознании
  • Воспроизведение - процесс активизации ранее закрепленной информации
  • Узнавание - процесс оживления в сознании информации про повторном восприятии
  • Забывание - затухание нервных временных связей при недостаточном повторении
Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в отражении новых образов на основе прошлого опыта. Образование в мозге новых сочетаний временных нервных связей
-7

Виды воображения:

  1. По наличию цели - непроизвольное (сны), произвольное
  2. По степени оригинальности - творческое, репродуктивное

Способы создания:

  • Агглютинация - склеивание различных, в повседневной жизни не соединяемых частей
  • Гиперболизация - преувеличение или преуменьшение предмета
  • Схематизация - выделение отдельных существенных частей и свойств предмета
Мышление - психический познавательный процесс, заключающийся в опосредованном обобщенном отражении существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений
-8

Виды мышления:

  1. По форме
  • Наглядно-действенное - мышление, направленное на решение наглядно представленной задачи с помощью внешних ориентировочных действий путем проб и ошибок
  • Наглядно-образное - мышление, направленное на решение задач в уме с помощью внутренних действий с образом
  • Словесно-логическое - мышление, направленное на решение задач в уме с помощью рассуждений посредством речи вслух или про себя

2. По характеру решения задач - теоретическое и практическое

3. По степени развернутости - дискурсивное и интуитивное

4. По степени новизны и оригинальности - репродуктивное и продуктивное

Речь - процесс использования языка как средство мышления и общения
-9

Функции языка:

  1. Сообщение - обмен мыслями
  2. Обозначение - способность давать предметам только им присущие названия
  3. Выразительная
  4. Воздействие

Виды речи: устная, письменная, монологическая (говорит один человек), диалогическая (разговаривают 2 человека)

Таким образом, чтобы принять какую-то информацию нам надо заострить внимание на этом объекте, с помощью ощущения и восприятия понять свойства этого объекта, запечатать его в памяти, с помощью мышления сформировать информацию о объекте и рассказать о нем, а также повоображать.

На этом все. Хорошего дня!