Найти в Дзене
Справочник кинопижона

Майкл Манн - человек, который снимал боевики по-другому

Из всех постановщиков голливудского экшна самым загадочным для меня был и остается Майкл Манн. На него как-будто не распространяются законы и правила "большой голливудской игры". Если с начала 80-х по середину 90-х его кинокарьера вписывалась в понятные шаблоны, то в последние 25 лет он стал абсолютным уникумом. Фильмы Майкла Манна либо проваливаются в прокате, либо с трудом окупаются, но при этом он продолжает получать большие бюджеты, а топовые актеры буквально выстраиваются в очередь, чтобы с ним поработать. Какого-то рационального объяснения этому факту у меня нет. Можно сказать, что Майкл Манн - большой автор и поэтому ему сходит с рук то, что не прощается постановщикам меньшего таланта, но история Голливуда полна обратными примерами, когда один-два провала ставили на карьере даже самых ярких авторов. А Манн все еще в обойме. Любопытно, что начинал режиссер как хороший, но всё же ремесленник. Более того, его главные успехи в 80-х связаны в большей степени не с режиссерской деятел
Оглавление

Из всех постановщиков голливудского экшна самым загадочным для меня был и остается Майкл Манн. На него как-будто не распространяются законы и правила "большой голливудской игры". Если с начала 80-х по середину 90-х его кинокарьера вписывалась в понятные шаблоны, то в последние 25 лет он стал абсолютным уникумом.

Фильмы Майкла Манна либо проваливаются в прокате, либо с трудом окупаются, но при этом он продолжает получать большие бюджеты, а топовые актеры буквально выстраиваются в очередь, чтобы с ним поработать. Какого-то рационального объяснения этому факту у меня нет. Можно сказать, что Майкл Манн - большой автор и поэтому ему сходит с рук то, что не прощается постановщикам меньшего таланта, но история Голливуда полна обратными примерами, когда один-два провала ставили на карьере даже самых ярких авторов. А Манн все еще в обойме.

Любопытно, что начинал режиссер как хороший, но всё же ремесленник. Более того, его главные успехи в 80-х связаны в большей степени не с режиссерской деятельностью, а с работой шоураннера на телевидении. Его можно назвать автором двух ключевых полицейско-криминальных сериалов эпохи неонового нуара. Во-первых, исключительно популярной "Полиции Майами". Во-вторых, менее популярной, но близкой к жанровой гениальности "Криминальной истории".

Обзор фильмов Майкла Манна

Вор (Thief), 1981

Первый полнометражный фильм Манна "Миля Джерико" был снят им для телевидения, а конец 70-х - это время, когда между тв-кино и фильмами лежала оuромная пропасть. Это сейчас эпоха изменилась. Так что настоящим кинодебютом режиссера стал отличный неонуар "Вор", который до 1995-го оставался его самым сильным фильмом. Джеймс Каан играет матерого медвежатника-фрилансера, которого настойчиво включают в сферу влияния криминального синдиката. Получилась история о том, как крупный бизнес поглощает малый, а рынок монополизируется, но с поправкой на специфику криминального мира.

Крепость (The Keep), 1983

-2

Следующий фильм Манна оказался полным провалом. Но не спешите пропускать его. "Крепость" - тот провал, который почти обязателен к просмотру. Фильм, у которого были все ингредиенты, чтобы стать культовой классикой масштаба "Горца" Рассела Малкэхи, с которым у фильма есть немало общего, но не сложилось. У Майкла Манна был отличный актерский состав (Скотт Гленн, Гэбриел Бирн, Юрген Прохнов, Иэн Маккелен), любопытный сценарий о древнем зле и бессмертном воине в декорациях Второй Мировой, а также интересные визуальные решения. Увы, все эти элементы существуют сами по себе и никакой синергии не дают.

Охотник на людей (Manhunter), 1986

-3

Третий фильм Манна оказался настоящим успехом, заставившим забыть рыхлую "Крепость". Это первая и, забегая вперед, лучшая экранизация романов Томаса Харриса о Ганнибале Лекторе. Что выгодно отличает этот фильм от последующих фильмов о недобром докторе, так это тот факт, что Брайан Кокс не стал подобно Энтони Хопкинсу превращать своего персонажа в сверхчеловека, а сыграл роль очень опасного, но приземленного маньяка, в которого можно поверить. Стоит сказать, что в 2002-м этот же роман экранизировал Бретт Раттнер и несмотря на шикарный актерский состав, с версией Манна его "Красный дракон" близко не стоял.

Последний из могикан (The Last of the Mohicans), 1992

-4

Прошло 6 лет, и Манн экранизирует роман Фенимора Купера. Режиссер снова делает ставку на суровый реализм и снимает скорее исторический триллер, чем голливудское приключенческое кино.

Схватка (Heat), 1995

-5

Главный шедевр Манна. Когда существует такой фильм, трудно быть оригинальным и назвать лучшей не "Схватку", а другую работу режиссера. При этом достаточно трудно объяснить, чем так уж хороша "Схватка". Но попробую. Фильмы об ограблениях, к которым и принадлежит шедевр Манна, всегда отличались камерностью и локальностью. Взять хоть "Асфальтовые джунгли" Хьюстона, хоть "Убийство" Кубрика, в обоих случаях истории крайне замкнутые и герметичные. Манн сделал не очевидное: он взял структуру классического кейпера и начал её расширять вглубь и вширь. Даже второстепенные персонажи-функции получили глубину и свои собственные проблемы, а локальная, палповая история разрослась до масштабов эпоса. "Схватка" - это "Лоуренс Аравийский" фильмов об ограблении.

Свой человек (Insider), 1999

-6

"Схватка" стала успехом во всем смыслах этого слова. И в этот момент в голове Манна видимо что-то щелкнуло. Он полностью отказывается от традиционного киноязыка, начиная радикальные эксперименты со светофильтрами, естественным освещением и нетрадиционным монтажом. Первым среди череды этих фильмов стал "Свой человек". Не могу назвать его удачным, так как форма полностью задавила содержание: после просмотра вспоминаются отдельные кадры, а не нюансы сюжета.

Али (Ali), 2001

-7

Биопик Мухаммеда Али нельзя назвать однозначно плохим фильмом, но то как режиссер делает из человека, умеющего хорошо бить, "совесть поколения" и чуть ли не революционера вызывает определенные вопросы. Сам Али ранее играл самого себя в биопике "Величайшей", и портрет у него получился не такой благостный, как у Манна и Смита.

Соучастник (Collateral), 2004

-8

Идеальное совпадение формы и содержания. После двух визуально интересных, но в остальных отношениях спорных фильмов, Майкл Манн снимает практически идеальный экшн 2000-х. В "Соучастнике" у него получилось то, чего пытался добиться Пол Гринграсс в фильмах о Джейсоне Борне - поместить голливудский экшн в абсолютно реалистическое окружение и заставить его работать в "реальности". Ночной Лос-Анджелес снят так, что именно город становится главным героем фильма, а не Том Круз и Джейми Фокс. Город перестал был обычной декорацией истории, превратившись в полноценного и самого интересного участника событий.

Полиция Майами: Отдел нравов (Miami Vice), 2006

-9

Манн попытался развить успех "Соучастника" на новом уровне, но ошибся. Если в фильме с Томом Крузом форма и содержание взаимодополняли и усиливали друг друга, то в киноверсии "Полиции Майами" они существуют как бы отдельно. Насколько крут здесь визуал, настолько слаба и неинтересна история. Майкл Манн стал своеобразным антибэем ("Полиция Майами" имеет немало общего с "Плохими парнями 2"), но несмотря на диаметрально противоположные подходы к визуалу, проблемы у этих фильмов сходные.

Джонни Д. (Public Enemies), 2009

-10

Следующий фильм Манна оказался значительно лучше, хоть и имеет схожую проблему. Идея показать 30-е с помощью картинки 21 века - крайне интересна. Более того, она отлично работает в экшн-сценах. Однако, голливудский сценарий со всеми его клише и условностями разрушает тот эффект погружения, которого очевидно хотел добиться Манн. Почти получилось. Почти.

Кибер (Blackhat), 2015

-11

Последний на сегодняшний день фильм Майкла Манна - полный провал. И финансовый, и художественный. История для 2015-го совсем уж примитивная. Очень хотел завершить обзор на мажорной ноте, но опять не получилось.