Найти тему
Радистка Кэт

Я могла ожидать это от желтой прессы, но от главных информационных агентств России и журналистов – вряд ли

Я могла ожидать это от соцсетей, "желтых каналов", в конце концов. Но от главных информационных агентств России – вряд ли. Как и от журналистов.

Вчера я увидела, как работает российская пропаганда.

Новость, касающаяся Германии, шла под таким заголовком:

Новость растиражировали все информационные агентства России
Новость растиражировали все информационные агентства России

Вы можете заметить, что новость выпустили главные информационные агентства России (ТАСС, ИА REGNUM, РБК, Lenta.ru). Для справки – их функция – обслуживать СМИ. То есть, агентства выпускают новость, а потом журналисты «растаскивают» ее по редакциям газет, телевидения, радио, интернет каналам. Вы понимаете какая информационная власть у агентств.

Читаю новость в ТАСС (дословно): «Героиня ролика, приуроченного ко Дню защиты от катастроф, - замерзающая пожилая женщина. Для утепления квартиры она обклеивает окна фольгой, собирает из глиняного цветочного горшка и свечей небольшую «печку». Ролик посвящен теме отключения электричества и (авт. - здесь я принципиально выделю текст) опубликован на фоне роста цен на газ в Европе… Ранее на этой неделе цена газа в Европе впервые в истории превысила $1000, а затем и $1100 за 1 тыс. куб. м».

На этом новость заканчивается. Все. Больше ничего там не написано.

А потом я стала наблюдать реакцию соцсетей и аккаунтов известных людей на эту новость. Вот что написала госпожа Скабеева:

Инстаграм Скабеевой
Инстаграм Скабеевой

Агентство REGNUM, в свою очередь, пишет, что ролик стал поводом для бурного обсуждения среди интернет-пользователей. Обсуждения, характеризующего Германию не лучшим образом. И про недальновидность немецких политиков писали люди, и про Грету (которая должна немцев согреть), и про «радужные» ценности («которые не греют»), и про «пусть знают как без России жить». В общем, новость заставила людей гордиться своей страной, в которой таких проблем и в помине нет. А они там – пусть замерзают. Как-то так.

Я подчеркну, что пользователи сети обсуждали лишь ту информацию, которую им дали агентства и «Скабеевы». Информацию без контекста.

Симоньян и Скабеева
Симоньян и Скабеева

А теперь я возвращаюсь к ТАСС. Там говорится, что ролик «опубликован на фоне роста цен на газ в Европе…».

НЕТ. РОЛИК ОПУБЛИКОВАН ПО ДРУГОЙ ПРИЧИНЕ.

Я захожу на сайт немецкого МЧС (у них оно называется «Федеральное управление по вопросам гражданской защиты и помощи при стихийных бедствиях»). И что я там вижу? Новость была приурочена ко дню защиты от катастроф. Немцы в течение года проводят дни защиты от катастроф в разных городах.

То есть, немецкие МЧС-ники в течение года проводят так называемые съезды, на которых обмениваются информацией, проводят тренинги, выпускают памятки для населения. Последний съезд проходил в Бонне. Который так массово и однобоко осветили в нашей прессе только потому, что он был посвящен отключению электричества. А почему АГЕНТСТВА НЕ ОСВЕТИЛИ так подробно другой съезд, который проводился 24 августа в Потсдаме и был посвящен поведению во время пожара?

Почему-то этот съезд немецкого МЧС никто из наших агентств не освещал, хотя тема важная – поведение при пожаре
Почему-то этот съезд немецкого МЧС никто из наших агентств не освещал, хотя тема важная – поведение при пожаре

Так вот. Немцы ПРОВОДЯТ ТАКИЕ СЪЕЗДЫ РЕГУЛЯРНО. Мало того, КАЖДЫЙ раз СЪЕЗД ПОСВЯЩЕН КАКОЙ-ТО ОТДЕЛЬНОЙ ТЕМАТИКЕ.

В качестве примера: прошлые съезды посвящались таким темам как: что делать при отравлении ядовитыми веществами, первая помощь при ударе током и пр.

Традиционный съезд немецкого МЧС – в сентябре 2021 в Бонне
Традиционный съезд немецкого МЧС – в сентябре 2021 в Бонне

В этот раз тема была посвящена отключению электричества. Только и всего.

Подача новости без контекста, когда новость преподносится как набор вырванных из общей картины фраз - это пропаганда. Когда из череды новостей вы освещаете лишь одну и очень подробно – это тоже пропаганда. Посмотрите любой учебник по теории массовой коммуникации. Пропаганда ничего общего с журналистикой не имеет.

Как только речь немцев зашла про тепло и свет – наших "прорвало"…. В новостях почему-то появился "газ"...

Понятно, что такая подача новости – информационная «месть» в адрес Германии за отключение каналов RT. Глава Союза журналистов Германии Франк заявил, что RT не имеет никакого отношения к «серьезной журналистике», а занимается только распространением пропаганды и дезинформирует читателей. Знаете, что ответила Симоньян? - «ЗАВИДУЙТЕ».

P.S. Немцы, если что, всегда были экономными. Полгода назад я уже писала статью на этот счет. Тогда еще не было всей этой шумихи. Вот - кому интересно, почитайте:

Экономия на электричестве доходит до абсурда: мой опыт наблюдения за немцами

Также анализ их новостей о России:

Немецкие газеты о России: что как пишут