Найти тему
Ваня Захаренков

Как правильно продать свой автомобиль?


Продал машину "перекупу" - чем это обернется и что делать?



Евгений Грачёв
26 ноября 2019 в 8:00 59180

Опытные владельцы знают, что при продаже автомобиля нужно соблюсти все требования законодательства.

Но есть и неопытные, которых профессиональный "перекуп" всегда вычислит в толпе или найдет по рекламным объявлениям. С такими проще: правила продажи автомобилей они зачастую не знают, а значит, и вопросов задают меньше.

Для читателя Автобизнеса Анатолия его Peugeot 206 2003 года выпуска был первым автомобилем. У машины заклинил мотор, денег на ремонт не было, поэтому было решено поскорее 206-й продать.

На объявление, что удивительно, оперативно откликнулся гражданин, который, немного поторговавшись и сбив цену на пару сотен "зеленых", согласился приобрести авто.

"Перекуп" - не "перекуп"?
 

Анатолий: "Автомобиль был не на ходу, поэтому я привез его на сверку на эвакуаторе. Снял с учета быстро и получил "транзиты", "клиент" все это время находился рядом. Дальше было даже еще быстрее, я еще удивился этому обстоятельству, потому что рассчитывал, что продажа автомобиля отнимет у меня много времени. На руках оказался договор с какими-то печатями, расчет произошел, и все. Ну и копию паспорта моего они предварительно сделали.

"Клиент" как-то незаметно растворился в толпе людей, коих в МРЭО всегда порядком, а я остался с мыслями: "Уж очень гладко все прошло". Стал читать договор - и тут меня посетили сомнения.


Продал-то я свой автомобиль не тому гражданину, с которым мы договаривались о продаже, а некому агентству, получается - "перекупу". Поискав по интернету информацию, я наткнулся на статью в Автобизнесе, и увидел там "себя" один в один.

Почитал, поразмыслил - понял, что мой договор нужно было еще зарегистрировать в ГАИ, так как в нем не было штампа МРЭО. Вернулся в то "окошко" МРЭО, где мы оформляли договор, а оказалось, что это и не МРЭО вовсе, а коммерческая организация"…

Вроде МРЭО ГАИ, а по факту - нет
 

"Вот тут все происходило, в помещении ГАИ, как на вывеске указано", - поясняет Анатолий.


Да, при входе с улицы автовладельцев и не только встречает такая вывеска.


Но это вовсе не означает, что все, что там находится, имеет отношение к ГАИ. Там МРЭО, конечно же, но и одновременно торговый центр, и фирма, которая оказывает гражданам услуги по составлению заявлений и оформлению договоров.

Для "непосвященных" эти два объекта находятся под одной крышей с вывеской "МРЭО". Тем не менее они абсолютно отличаются своими функциями, а также световой гаммой своих вывесок, хотя и с очень внешне схожими информационными надписями (совпадение?).


Вот сюда необходимо было Анатолию для регистрации договора. Действительно, эти окошки очень похожи.

"В фирме, а не ГАИ, как оказалось, в моей просьбе зарегистрировать договор купли-продажи своего автомобиля отказали, - сокрушается Анатолий. - Не буду пересказывать весь наш "горячий" разговор, но общий смысл таков: "Отойдите и не мешайте нам работать". Меня это возмутило. Ну как же так?! Я же прошу того, что требуется по закону, а не "хотелки" свои какие-то. По факту же автомобиль остался на мне?"

Как должно быть - и как оказалось?
 

Редакция Автобизнеса уже сталкивалась с ситуацией, когда автовладельцы считали, что совершили сделку по продаже в МРЭО на рынке "Малиновка" в Минске (и не только там), но сделка эта оказалась и не сделкой вовсе. Причем фирма фигурировала одна и та же, находящаяся в одном помещении с МРЭО ГАИ (тоже совпадение?).

В соответствии с общими правилами, предусмотренными п.2 ст.224 Гражданского кодекса РБ, если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, то право собственности у приобретателя возникает с момента его регистрации. В соответствии с п.3 ст.403 ГК РБ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации. А что является моментом регистрации договора?

Указ Президента РБ №504

1.1. на территории Республики Беларусь сделки по отчуждению механических транспортных средств, прицепов к ним или самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учету в соответствии с законодательством, заключаемые между физическими лицами, а также сделки по отчуждению физическими лицами таких механических транспортных средств, прицепов к ним или самоходных машин юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям должны совершаться в простой письменной форме путем составления договоров с учетом требований настоящего Указа;

1.2. договоры купли-продажи, мены, дарения механических транспортных средств, прицепов к ним, самоходных машин (далее - договоры), заключаемые в соответствии с подпунктом 1.1 настоящего пункта, составляются в трех экземплярах, вступают в силу со дня их регистрации в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, с проставлением отметки о проведенной регистрации на каждом экземпляре: в регистрационных или регистрационно-экзаменационных подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее - регистрационные подразделения) - в отношении механических транспортных средств и прицепов к ним (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним)…


Ну а сам способ регистрации прописан в постановлении Совета Министров РБ №1459:

регистрация договоров осуществляется путем проставления на каждом их экземпляре печати регистрационного подразделения с изображением Государственного герба Республики Беларусь или печати инспекции гостехнадзора с ее наименованием, подписи сотрудника регистрационного подразделения или инспекции гостехнадзора и даты регистрации...

Это краткий экскурс по нормам законодательства, а теперь о ситуации. Как мы видим, обязательной регистрации договора купли-продажи автомобиля по факту не было, Анатолий до сих пор является собственником автомобиля, который, как он считает, продал. "А как же договор?" - спросите вы. А никак. Пока на нем нет штампа ГАИ о регистрации, юридически этого договора не существует, Госавтоинспекция, естественно, его не видит, так как в базу данных он не внесен.


К содержанию договора, который предлагает своим вольным или невольным клиентам ЧТУП "Агентство "Автооформитель" на авторынке "Малиновка", тоже есть серьезные вопросы.


А вот зачем покупателю два экземпляра одного договора? Этот пункт не соответствует закону. И мы это ответственно заявляем, поскольку он противоречит тому же указу №504, о котором мы говорили выше:

1.2. Один экземпляр договора остается у физического лица, отчуждающего механическое транспортное средство, прицеп к нему или самоходную машину, второй - у физического лица, индивидуального предпринимателя или юридического лица, приобретающих их, третий - в регистрационном подразделении или инспекции гостехнадзора.

И все. Прячется один экземпляр договора от ГАИ, одновременно скрывается и сама сделка по купле-продаже, со всеми вытекающими последствиями, отвечать за которые никто не хочет.

О последствиях


Договор есть, но он не зарегистрирован. Это значит, что продавец остался собственником автомобиля. Различные "перекупы" (мы не привязываем ситуацию конкретно к фигурирующей в материале фирме), естественно, приобретают автомобили для их последующей перепродажи уже со своим "наваром". В этом их бизнес.


Следующий клиент, который у этого "перекупа" приобретет такой автомобиль, может не поставить его на учет в течение 10 дней, как того требует закон. При этом штрафы с тех же камер фотофиксации будут приходить фактическому владельцу, а не "перекупу". Но это полбеды.

А если с участием такого автомобиля произойдет ДТП с тяжкими для здоровья человека последствиями? Тогда собственник авто, одновременно являющийся и владельцем источника повышенной опасности, может понести материальную ответственность по гражданским искам, в таких случаях предъявляемых к владельцу источника повышенной опасности. Таких случаев на практике много. Эти проблемы "перекупам" нужны? Конечно же нет, поэтому и невыгодно им регистрировать договоры в ГАИ. Пусть за все фактический собственник отвечает.

Обновлено. Что теперь делать? В случае, если организация отказывается зарегистрировать договор в установленном законом порядке, то продавец может обратиться в суд с иском о понуждении к заключению сделки и регистрации договора купли-продажи транспортного средства, поскольку такая обязанность сторон вытекает из требований законодательства.

В настоящее время покупатель уже связался с продавцом автомобиля и согласился зарегистрировать заключенный между ними договор. С момента регистрации договора осуществляется и переход права собственности на автомобиль.

Ст 224 ч.2 ГК РБ "Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору:
2. Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации (подлежит в соответствии с Указом Президента №504), право собственности у приобретателя возникает с момента его регистрации, если иное не установлено законодательством
Продал машину "перекупу" - чем это обернется и что делать? Евгений Грачёв 26 ноября 2019 в 8:00 59180 Опытные владельцы знают, что при продаже автомобиля нужно соблюсти все требования законодательства. Но есть и неопытные, которых профессиональный "перекуп" всегда вычислит в толпе или найдет по рекламным объявлениям. С такими проще: правила продажи автомобилей они зачастую не знают, а значит, и вопросов задают меньше. Для читателя Автобизнеса Анатолия его Peugeot 206 2003 года выпуска был первым автомобилем. У машины заклинил мотор, денег на ремонт не было, поэтому было решено поскорее 206-й продать. На объявление, что удивительно, оперативно откликнулся гражданин, который, немного поторговавшись и сбив цену на пару сотен "зеленых", согласился приобрести авто. "Перекуп" - не "перекуп"? Анатолий: "Автомобиль был не на ходу, поэтому я привез его на сверку на эвакуаторе. Снял с учета быстро и получил "транзиты", "клиент" все это время находился рядом. Дальше было даже еще быстрее, я еще удивился этому обстоятельству, потому что рассчитывал, что продажа автомобиля отнимет у меня много времени. На руках оказался договор с какими-то печатями, расчет произошел, и все. Ну и копию паспорта моего они предварительно сделали. "Клиент" как-то незаметно растворился в толпе людей, коих в МРЭО всегда порядком, а я остался с мыслями: "Уж очень гладко все прошло". Стал читать договор - и тут меня посетили сомнения. Продал-то я свой автомобиль не тому гражданину, с которым мы договаривались о продаже, а некому агентству, получается - "перекупу". Поискав по интернету информацию, я наткнулся на статью в Автобизнесе, и увидел там "себя" один в один. Почитал, поразмыслил - понял, что мой договор нужно было еще зарегистрировать в ГАИ, так как в нем не было штампа МРЭО. Вернулся в то "окошко" МРЭО, где мы оформляли договор, а оказалось, что это и не МРЭО вовсе, а коммерческая организация"… Вроде МРЭО ГАИ, а по факту - нет "Вот тут все происходило, в помещении ГАИ, как на вывеске указано", - поясняет Анатолий. Да, при входе с улицы автовладельцев и не только встречает такая вывеска. Но это вовсе не означает, что все, что там находится, имеет отношение к ГАИ. Там МРЭО, конечно же, но и одновременно торговый центр, и фирма, которая оказывает гражданам услуги по составлению заявлений и оформлению договоров. Для "непосвященных" эти два объекта находятся под одной крышей с вывеской "МРЭО". Тем не менее они абсолютно отличаются своими функциями, а также световой гаммой своих вывесок, хотя и с очень внешне схожими информационными надписями (совпадение?). Вот сюда необходимо было Анатолию для регистрации договора. Действительно, эти окошки очень похожи. "В фирме, а не ГАИ, как оказалось, в моей просьбе зарегистрировать договор купли-продажи своего автомобиля отказали, - сокрушается Анатолий. - Не буду пересказывать весь наш "горячий" разговор, но общий смысл таков: "Отойдите и не мешайте нам работать". Меня это возмутило. Ну как же так?! Я же прошу того, что требуется по закону, а не "хотелки" свои какие-то. По факту же автомобиль остался на мне?" Как должно быть - и как оказалось? Редакция Автобизнеса уже сталкивалась с ситуацией, когда автовладельцы считали, что совершили сделку по продаже в МРЭО на рынке "Малиновка" в Минске (и не только там), но сделка эта оказалась и не сделкой вовсе. Причем фирма фигурировала одна и та же, находящаяся в одном помещении с МРЭО ГАИ (тоже совпадение?). В соответствии с общими правилами, предусмотренными п.2 ст.224 Гражданского кодекса РБ, если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, то право собственности у приобретателя возникает с момента его регистрации. В соответствии с п.3 ст.403 ГК РБ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации. А что является моментом регистрации договора? Указ Президента РБ №504 1.1. на территории Республики Беларусь сделки по отчуждению механических транспортных средств, прицепов к ним или самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учету в соответствии с законодательством, заключаемые между физическими лицами, а также сделки по отчуждению физическими лицами таких механических транспортных средств, прицепов к ним или самоходных машин юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям должны совершаться в простой письменной форме путем составления договоров с учетом требований настоящего Указа; 1.2. договоры купли-продажи, мены, дарения механических транспортных средств, прицепов к ним, самоходных машин (далее - договоры), заключаемые в соответствии с подпунктом 1.1 настоящего пункта, составляются в трех экземплярах, вступают в силу со дня их регистрации в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, с проставлением отметки о проведенной регистрации на каждом экземпляре: в регистрационных или регистрационно-экзаменационных подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее - регистрационные подразделения) - в отношении механических транспортных средств и прицепов к ним (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним)… Ну а сам способ регистрации прописан в постановлении Совета Министров РБ №1459: регистрация договоров осуществляется путем проставления на каждом их экземпляре печати регистрационного подразделения с изображением Государственного герба Республики Беларусь или печати инспекции гостехнадзора с ее наименованием, подписи сотрудника регистрационного подразделения или инспекции гостехнадзора и даты регистрации... Это краткий экскурс по нормам законодательства, а теперь о ситуации. Как мы видим, обязательной регистрации договора купли-продажи автомобиля по факту не было, Анатолий до сих пор является собственником автомобиля, который, как он считает, продал. "А как же договор?" - спросите вы. А никак. Пока на нем нет штампа ГАИ о регистрации, юридически этого договора не существует, Госавтоинспекция, естественно, его не видит, так как в базу данных он не внесен. К содержанию договора, который предлагает своим вольным или невольным клиентам ЧТУП "Агентство "Автооформитель" на авторынке "Малиновка", тоже есть серьезные вопросы. А вот зачем покупателю два экземпляра одного договора? Этот пункт не соответствует закону. И мы это ответственно заявляем, поскольку он противоречит тому же указу №504, о котором мы говорили выше: 1.2. Один экземпляр договора остается у физического лица, отчуждающего механическое транспортное средство, прицеп к нему или самоходную машину, второй - у физического лица, индивидуального предпринимателя или юридического лица, приобретающих их, третий - в регистрационном подразделении или инспекции гостехнадзора. И все. Прячется один экземпляр договора от ГАИ, одновременно скрывается и сама сделка по купле-продаже, со всеми вытекающими последствиями, отвечать за которые никто не хочет. О последствиях Договор есть, но он не зарегистрирован. Это значит, что продавец остался собственником автомобиля. Различные "перекупы" (мы не привязываем ситуацию конкретно к фигурирующей в материале фирме), естественно, приобретают автомобили для их последующей перепродажи уже со своим "наваром". В этом их бизнес. Следующий клиент, который у этого "перекупа" приобретет такой автомобиль, может не поставить его на учет в течение 10 дней, как того требует закон. При этом штрафы с тех же камер фотофиксации будут приходить фактическому владельцу, а не "перекупу". Но это полбеды. А если с участием такого автомобиля произойдет ДТП с тяжкими для здоровья человека последствиями? Тогда собственник авто, одновременно являющийся и владельцем источника повышенной опасности, может понести материальную ответственность по гражданским искам, в таких случаях предъявляемых к владельцу источника повышенной опасности. Таких случаев на практике много. Эти проблемы "перекупам" нужны? Конечно же нет, поэтому и невыгодно им регистрировать договоры в ГАИ. Пусть за все фактический собственник отвечает. Обновлено. Что теперь делать? В случае, если организация отказывается зарегистрировать договор в установленном законом порядке, то продавец может обратиться в суд с иском о понуждении к заключению сделки и регистрации договора купли-продажи транспортного средства, поскольку такая обязанность сторон вытекает из требований законодательства. В настоящее время покупатель уже связался с продавцом автомобиля и согласился зарегистрировать заключенный между ними договор. С момента регистрации договора осуществляется и переход права собственности на автомобиль. Ст 224 ч.2 ГК РБ "Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору: 2. Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации (подлежит в соответствии с Указом Президента №504), право собственности у приобретателя возникает с момента его регистрации, если иное не установлено законодательством

Авто
5,66 млн интересуются