В этом году наша мастерская “Leather Studio Art Union” отмечает своё 10-тилетие и по стечению обстоятельств именно в этом году мы получили самый масштабный и сложный заказ за всё время существования мастерской. Видимо пришло время проверить силы, подвести промежуточный итог и шагнуть на новый уровень в следующее десятилетие. История заказа началась за пару недель до нового года, один из наших подписчиков задал вопрос о том, можем ли мы сделать картину на коже, а точнее карту мира. Никаких уточнений, размеров, точного содержания, просто можем или нет. Все знают, что мы не ищем лёгких путей и конечно ответили, что можем и утром забыли про этот разговор (не думали, что кто-то сделает такой заказ), но спустя две недели с нами связались и сообщили, что хотят разместить заказ на изготовление картины “Карта мира”. Вот с этого места начинается наше полугодовое погружение в проект со всеми вытекающими последствиями, сложностями, поисками решений, новыми знаниями, подводными камнями с которыми пришлось столкнуться впервые. Обо всём постараемся рассказать, возможно опыт полученный нами пригодится и другим мастерам.
Начнём с сухих цифр, как говорится "сколько жрёт, сколько прёт". Размер картины 306 на 103 см. Работа выполнена на итальянской коже растительного дубления 2,5 мм. Роспись, как и всегда: акрил PEBEO, красили аэрографом и кистями. Чистое время работы примерно 1500 часов, по окончании работы картина закреплена на основе (брусок 15 на 40мм обшитый оргалитом). Для того чтобы закрыть край использовали рамку из натурального дуба 25 на 15 мм.
Ну а теперь переходим к самому процессу и сразу же к первым сложностям и как мы их решали. На что стоит обращать внимание при таких масштабных заказах. Наш заказчик оказался очень занятым человеком и все переговоры велись не с ним конкретно, а с его помощницей что значительно замедляло и осложняло работу, постоянно получался “сломанный телефон”
В добавок к этому заказчик понятия не имел что такое тиснение и уж тем более не представлял, как будет выглядеть окончательный вариант.
В процессе обсуждения выяснилось, что карту надо подогнать под размер уже существующей ниши и при этом нельзя нарушать пропорции карты, а так как максимальная ширина без нарушения масштаба возможна только 170 см было принято решение по бокам разместить два пейзажа любимых гор заказчика. "Вишенкой на торте" стало то, что нужно не просто сделать набросок, а сделать точный эскиз который будет прикреплён к договору. Я думаю, вы понимаете как весело делать эскиз того, что ещё никто не знает как будет выглядеть в конечном итоге. Тут мы начали понимать во что ввязались, но отступать некуда, за нами Москва! Ну, в смысле, имя и репутация.
Пара суток, сотни перелопаченных карт и горных пейзажей и, вуаля, эскиз утверждён, цена обговорена (вот с этим поторопились), можно ударить по рукам и в бой. Но не тут то было. Заказчику нужен договор с цифрами, сроками и всякими обязательствами. Стандартного договора для таких случаев в природе не существует, поэтому в дело вступили юристы с нашей и их стороны. Обговаривали каждое слово, каждую цифру. Обе стороны защищали свои интересы.
Договор дело тонкое поэтому приведём некоторые моменты на которые стоит обращать внимание:
1. Одно из самых важных — это сроки!!!!
Не надо геройствовать, прикиньте самое максимальное время, за которое вы сможете сделать работу. Умножьте это время минимум на два и плюсом прибавьте ещё 30 и более дней после окончания срока до даты расторжения договора в одностороннем порядке (торгуйтесь за каждый день ). Это поможет избежать штрафов . Так же по срокам можно подстраховаться вот таким пунктом, дальше цитата: “При возникновении обстоятельств, влияющих на срок передачи товара: задержки, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств импортёрами, производителями комплектующих, компаниями-перевозчиками, срок передачи Товара увеличивается на период такой задержки. В случае возникновения таких обстоятельств, Продавец уведомляет Покупателя о задержке срока передачи Товара и указывает новый разумный срок для его передачи”. Этим вы сможете себя защитить в случае если кожа задержалась в пути или какие-то ещё проблемы с материалами.
2. Так как работа полностью ручная и вы в любом случае не сможете сделать точную копию эскиза, то обязательно внесите этот пункт в договор. Он поможет избежать вопросов о неточностях. Дальше цитата : “Стороны согласовали, что в силу специфики материала (кожа, краски) и способа изготовления Продавец не может гарантировать полное соответствие цвета и рисунка, утверждённому образцу. Работа полностью выполняется вручную из-за чего может быть местная размытость рисунка и другие особенности, которые могут быть восприняты, как эстетический дефект”.
3. Проговаривайте сроки оплаты и не берите на себя ответственность за доставку. Её проговаривайте отдельно, а также окончательную приёмку и оплату до передачи товара в транспортную компанию или заказчику
Согласование договора продолжалось 29-30 декабря, вносились правки, убирались и добавлялись нужные сторонам пункты и к обеду 31 декабря договор был подписан. К чему была нужна такая спешка для нас осталось загадкой, так как представители заказчика, включая бухгалтерию, с 1 января ушли на новогодние каникулы. Первая часть оплаты поступила только в середине января и мы приступили к работе.
Первое с чего мы начали — это покупка кожи. И сразу же столкнулись с первыми трудностями. Обзвон всех поставщиков не дал результата. Кожи нужной толщины в наличии не было ни у кого. Делать заказ из-за границы тоже был не вариант, потому что в условиях ковидных ограничений доставка — это игра "в ромашку": приедет — не приедет. А если приедет, то когда? А у нас сроки. Оставалось надеяться, что у одного из магазинов кожа, как обещали, появится в начале февраля. Пока решили сосредоточиться на подготовке эскизов и рабочего пространства для такого масштабного проекта. Немного нарушим хронологию и закончим тему кожи. К счастью, в первых числах в компанию “КожЭксперт” пришла отличная итальянская кожа нужной толщины и мы сразу отправились за ней. Изначально планировалось картину делать из трёх частей, но приехав в магазин мы поняли, что это невозможно. Кожа была в полукожах и выкроить кусок размером 110 на 110 см (с небольшим запасом на обрезку и усадку) не получится. Было принято решение собирать из четырёх частей, но и это не сильно облегчило задачу, точнее прибавило финансовых затрат. Мы перебрали два десятка шкур и ни из одной не получалось выкроить два прямых, чистых куска 110 на 80 см, поэтому пришлось покупать 4 шкуры общей площадью 950 кв. дц. При том, что требовалось всего 330 рабочих кв. дц. В мастерской при раскрое мы смеялись, что вырезаем квадрат из центра большой шкуры как детишки в садике вырезают маленький кружок из центра большого листа. Вариантов других не было, да мы и понимали, что оставшаяся кожа пойдёт в работу потом. Возвращаемся к подготовке, далее всё в хронологическом порядке. Мы никогда не делали работы таких размеров, поэтому наша мастерская была просто не пригодна для этого. Для работы мы решили временно переоборудовать нашу гостиную. Был приобретён стол 100 на 200 см (6.000 руб.). Над столом по периметру установлены светильники на рейлингах ( 30.000 руб.). Очень удобная штука, свет с 4-х сторон и возможность двигать и направлять свет в любое место. А также заранее заказали у друзей временную основу, на которой в дальнейшем мы растянули картину для росписи. Параллельно с организационными вопросами шла работа над эскизом . Казалось бы что сложного, распечатай 100500 листов формата А4 , склей ровно и переводи на кожу. Но не тут-то было. То, что исходная карта должна быть в большом разрешении, чтобы при увеличении не расплывалась, мы конечно знали.
После нескольких часов сёрфинга по просторам интернета мы нашли нужный размер и даже половину распечатали и склеили, но вдруг заметили , что рек-то на карте нет!!!!! Первое чувство — это паника “Лёлик, всё пропало!”. Судорожно скачем по всему простору всемирной паутины и понимаем, что на рельефных физических картах мира рек нет априори!!! Как выяснилось позже, их просто не видно из-за маленького размера. Всё здорово, но нам то надо с реками, что делать? Почесали затылок и все места, напрягли все извилины и выход был найден. Есть же Фотошоп и графический планшет, будем рисовать в ручную, точнее переносить с географической карты на которой реки есть. Задача поставлена, осталось выполнить. Но, как вы догадываетесь, и тут не всё так просто.
Когда мы смотрим на карты они вроде все одинаковые, но когда встал вопрос наложения одной карты на другую выяснилось, что они абсолютно все разные. Нет двух идентичных. Начались долгие танцы с бубном. Нашли максимально похожую карту, вырезали каждый материк по отдельности, в Фотошопе подгоняли очертания материков по миллиметрам до полного совпадения. И потом, на планшете, вручную прорисовывали все реки. Несколько дней рисования и вуаля: удаляем ненужную карту и у нас физическая карта с реками!!!!! Первая победа , первое облегчение, вера в успех снова появилась. Вся подготовка была закончена и мы приступили к работе непосредственно на коже. Для удобства сначала склеили два куска на которых будет карта (крутить 3 метра неудобно , да и нет смысла). Масштаб “бедствия” стал понятен уже при переносе рисунка.
Одно дело картинка на спину жилета максимально формат А3, а тут полотно 170 на 105 см . Мало того что это просто неудобно, да ещё и кожа сохнет. Надо подмачивать и следить чтобы изображение не съехало. В общем заняло это пару дней. Дальше предстояло тиснение и придание объёма.
Для начала каждый материк прорезался по береговой линии , тиснился (кстати это заслуживает отдельного внимания, береговая линия настолько кривая , что самую большую нашу работу мы на 80% тиснили самым маленьким бевелером), а потом уже вытягивали изнутри горы и тиснили рельеф материков. На вытягивании остановимся подробнее. Изначально планировалось , что для ускорения процесса будем делать это в 4 руки. То есть я (для тех кто не знает —Константин) вытягиваю и наполняю скульптурным пластилином, а Марина следом уже с внешней стороны тиснит точный рельеф. Но на практике оказалось, что Марине надо самой всё делать, чтобы не вытянуть лишнего или наоборот не дотягивать . Этот момент значительно увеличил сроки и физическую нагрузку на хрупкие, женские руки. Именно поэтому я выше писал про сроки в договоре.
Мы такого развития событий не учитывали и выполнение работы в срок было под угрозой. Кожа попалась отличная и это позволяло местами вытягивать рельеф до 4-5 см. Самая большая сложность в работе была связанна именно с размером. Положить перед собой на плиту и сидя на удобном стульчике тиснить не представлялось возможным. Чем ближе к центру рисунка смещалась работа тем неудобнее было работать. 90% работы делалось с согнутой спиной от чего начинала болеть поясница и ноги.
Через неделю в ход пошли пояс из собачьей шерсти и "Диклофенак", а вечера проходили на аппликаторе Кузнецова. Но и это не позволяло работать больше 4-5 часов в день, а, соответственно, срок готовности неумолимо отдалялся. В придачу к этому появилось новое обстоятельство. По плану объём должен был быть только на материках, а рельеф морского дна хотели делать за счёт цвета , но из-за сильного вытягивания гор на материках кожа вокруг них начала деформироваться и выровнять её не получалось В связи с этим было принято решение тянуть и всё океанское дно. Ну, вы понимаете про сроки...
Надо упомянуть, что помимо этой работы были и другие заказы, которые тоже нельзя сильно откладывать и плюсом ежегодная выставка “Мотовесна”. Но, как говорится, “назвался груздем — полезай в короб”. Почти пять месяцев в авральном режиме без выходных и праздников. Возвращаясь к карте скажем, что к третьему месяцу работы начала давать сбои нервная система. Всегда хочется скорее увидеть конечный результат, а тут день за днём работаешь, конца и края не видно. Это, скажу вам, тяжело.
Да ещё и представитель заказчика (через которого шло общение) начала подливать масла в огонь, постоянно подгоняя. Сложно объяснить человеку, не понимающему в процессе ничего, почему так долго (по её мнению). Представьте вы неделю стучите не разгибаясь через боль и "не могу", скидываете фотографии проделанной работы, а в ответ получаете фразу: “И это за неделю? Всего-то? А что так мало?“. Не будем скрывать, был момент когда руки опускались, хотелось всё бросить, разорвать договор. В эти моменты очень помогали близкие, наши любимые друзья и подписчики, слова поддержки. Комментарии в соц. сетях давали заряд энергии и силы продолжать работу.
Если кто-то из нашей семьи “Art Union”, а наши подписчики именно наша семья, будет читать эту статью, то хотим сказать вам ОГРОМНОЕ СПАСИБО за поддержку, низкий поклон от нас! Заканчиваем с лирическими отступлениями и возвращаемся к картине. Когда тиснение карты закончилось, осталось сделать два горных пейзажа по бока (Эльбрус и Эверест ). Тут всё довольно просто, за исключением размера.
Вытягивать не планировали и не стали, так что сложностей не было. Ну, только небольшая мелочь с поиском фото нужного разрешения. Горы после карты “отлетели” на ура! Мы склеили все четыре куска , протиснили стыки и перешли к росписи. На подготовку к росписи было много времени. Мы продумали весь процесс заранее. Самый сложный вопрос, который мучил нас, это нанесение названий. Пообщавшись с мастерами аэрографии мы поняли, что ни в ручную ни с помощью трафаретов нарисовать на рельефе ровные буквы не получится.
Мозг начал активно искать решение и внезапно в памяти всплыли немецкие переводные картинки, которые в детстве водой переносились на все поверхности. Осталось найти производителя. Решение пришло от дочки — переводные татуировки!!! А дальше стандартная схема: Гугл в помощь и через три дня комплект переводилок готов. Больше сложностей мы не ждали, НО!!!!! Вы, наверное, уже догадываетесь, что всё пошло не по плану? И вы правы.
Сроки сдачи работы уже прошли, мы несколько раз успешно переносили дату окончания работы, но не в этот раз. В день начала работы над росписью представитель заказчика сообщил, что крайний срок 20 июля и 28 июля картина должна быть в Екатеринбурге на стене в кабинете шефа ( заказчика), так как у него юбилей. А это означало, что на роспись, растяжку на основе и изготовление рамки у нас 12 дней. Аврал превратился в авралище. К работе привлекли дочку, благо она отлично рисует. И в шесть рук приступили к работе. Я и дочка посменно аэрографом красили фон, а Марина следом прорисовывала кистями детали. Работа кипела практически 24 часа в сутки. Каждый трудился по 16-18 часов. Небольшой сон и снова к станку.
Сам процесс работы с акрилом описывать нет смысла, о нём мы много писали и рассказывали в видео в нашем Инстаграме и на Ютуб-канале. Единственное о чём стоит сказать, так это о работе с акрилом аэрографом. Есть маленькая хитрость. Если при работе кисточками акрил обычно разводят водой , то при работе аэрографом разводить лучше водкой. Для аэрографа акрил разводится очень жидким, до состояния сливок или даже молока. Когда вы это делаете водой, то возможны потёки или случайное раздувание излишка краски по коже. Водка же испаряется намного быстрее и эти проблемы исчезают. При этом с водкой акрил меньше застывает и в самом аэрографе, что позволяет реже прочищать сопло. Ещё один момент, который позволил облегчить и ускорить работу — это использование акриловых маркеров. Когда встал вопрос о прорисовке границ они выручили на сто процентов. Проводить тонкие линии кисточкой очень сложно и долго, а маркер 0,7 мм решает этот вопрос идеально.
С помощью небольших хитростей и упорной работы мы расписали 3 квадратных метра за 10 дней! Ну, честно, сами офигели! Ещё день ушёл на растяжку на основе, изготовление рамки (спасибо нашим друзьям за помощь с деревяшками), фотосессию и упаковку. Работа была закончена, осталась доставка. Сроки поджимали, но, к счастью, есть транспортная компания “Желдорэкспедиция”, а у них суперэкспресс доставка за два дня. Согласовали с ними все моменты и получили гарантию, что 27 июля картина будет в Екатеринбурге, а это означало , что мы успели.
Представитель заказчика приехал и принял работу. Осталось получить остаток оплаты и отправить, чтобы к юбилею картина заняла своё место на стене . Хеппи энд.
На этом можно было бы поставить точку. Мы со своей стороны сделали всё, но представительница заказчика не хотела чтобы всё так хорошо закончилось. По условиям договора отправка должна быть после поступления денег на счёт, а денежки отправить не успели. А впереди два выходных дня, и пришли они только в понедельник к вечеру. Как итог — человек, который больше всего гнал нас, кричал про сроки, сам сорвал эти самые сроки и испортил юбилей, но это уже другая история и не наша. Наша история заканчивается тем, что мы картину сделали, отправили и она благополучно доехала. Оплату мы получили в полном объёме. Вместе с этим мы получили колоссальный опыт, узнали много нового, познали тонкости работы по договору. Надеемся, что наш опыт вам пригодится и поможет избежать трудностей, с которыми столкнулись мы.
P.S. Реакцию заказчика мы не знаем, так как общение происходило только через его помощницу, а она сразу после отправки перестала выходить с нами на связь. Единственное, что удалось узнать из источника в фирме заказчика, что картина заняла свое место в кабинете из чего можно сделать вывод, что всё хорошо.
https://www.instagram.com/leatherstudioartunion/
https://www.youtube.com/channel/UCPsJXG0ZA0qAOtOF9fIzjTA