Все знают, что коньяком имеет право называться только французский напиток. Защищенное географическое наименование, ничего не поделаешь. Поэтому даже самые лучшие коньяки мира не имеют права называться коньяками, а носят всего лишь скромное название бренди.
Но из каждого правила есть свое исключение, и в нашем случае это армянские коньяки. Все они, даже самые дешевые вроде трехвездочного Арарата, имеют полное право называться коньяками, которое французы, правда, уже почти отобрали. Давайте разбираться, как так получилось, что армянский коньяк резко из бренди превратился в коньяк...
Был в истории армянского коньякоделия один очень важный человек, которого звали Николай Шустов. В конце 19 века он выкупает коньячный завод в Ереване, ставит туда новейшее по тем временам паровое оборудование и начинает масштабную пиар-кампанию своего продукта. Были в его арсенале и не совсем честные методы рекламы, когда он нанимал актеров расхваливать свой напиток в лучших ресторанах мира, но мы сейчас не об этом.
В 1900 году в Париже проходит слепая дегустация коньяков, куда попадает в том числе и коньяк Шустова. Жюри присуждает армянскому коньяку гран-при, даже не думая, что напиток может быть произведен где-то кроме Франции. Когда выяснилось, что победил армянский коньяк, жюри решили наградить завод Шустова почетным титулом, доселе не присуждавшемся ни одному заводу бренди в мире.
Отныне армянский бренди разрешено было именовать коньяком. Это был единственный прецедент в мире, когда французы разрешили иностранцам использовать название, которое столетиями берегли как бренд и визитную карточку своей страны. Жаль, что Николай Шустов не смог присутствовать при триумфе своего детища, потому что умер он незадолго до той парижской дегустации в 1898 году. Насладился наградой его сын, которого звали, кстати, тоже Николай.
С тех пор у заводов армянских коньяков сменялись владельцы, в стране несколько раз поменялась власть: сначала была Российская империя, потом СССР, и сейчас вот уже тридцать лет как существует независимая Армения. Но напиток свой армяне до сих пор гордо именуют коньяком, что немного нервирует французов. Те еще с советских времен хотят лишить права называть армянский коньяк коньяком, но сделать этого сами не могут: титул был завоеван в честной борьбе. Ну, то бишь честной дегустации.
В 2017 году армяне все-таки пошли на сделку: в обмен на техническую помощь и всяческое содействие от французских производителей они согласились отказаться от права называть свою продукцию коньяком, правда, только через 25 лет.
Вообще странно было бы, если бы они не согласились, потому что сейчас армянский коньячный завод Арарат принадлежит французской группе компаний Pernod Ricard, производящей в том числе коньяки. Видимо, решили просто не составлять конкуренцию своей же продукции, выпускаемой под другими брендами. Так что у нас есть еще двадцать лет, в течение которых в магазине можно будет купить армянский коньяк, а потом напиток останется тем же, только называться будет уже армянское бренди.
Как думаете, правильно сделали, что отдали право называться коньяком? Или решение было принято в добровольно-принудительном порядке?