Найти в Дзене
Фотографы и эпохи

Людмила КЕЙЦЛАХ - Из цикла Russians Everywhere, ZOOM Russia

Этот текст был опубликован в моей авторской колонке журнала ZOOM, русское издание, в 2010 году. Тогда на переломе 2000-2010-х в журнале была специальная рубрика "Russians Everywhere", где я писала о наших соотечественниках, ставших фотографами в других странах мира. Людмила Кецлах родилась в Минске, уже тридцать с лишним лет живет в штате Мичиган, в США. Инженер. Фотография стала ее основным делом в 2000-х. Почему это случилось в Америке? Занялась бы Людмила фотографией в России или в Белоруссии, живи она до сих пор в Евразии? Какой была бы ее фотография, окажись она здесь сегодня? На первый взгляд, фотография Кецлах архаическая, прекрасно-черно-белая, с откровенными эмоциями на лицах, с открытыми взглядами, яростными жестами, заполняющими весь кадр. Она снимает широкоугольником и, по старинке, на пленку. Но то, что еще пять лет назад могло быть причислено к «ретро», сегодня перестает быть таковым: от холодности намудренных концепций зрители во всем мире (и за ними фотографическое сооб

Этот текст был опубликован в моей авторской колонке журнала ZOOM, русское издание, в 2010 году. Тогда на переломе 2000-2010-х в журнале была специальная рубрика "Russians Everywhere", где я писала о наших соотечественниках, ставших фотографами в других странах мира.

© Людмила Кейцлах
© Людмила Кейцлах

Людмила Кецлах родилась в Минске, уже тридцать с лишним лет живет в штате Мичиган, в США. Инженер. Фотография стала ее основным делом в 2000-х. Почему это случилось в Америке? Занялась бы Людмила фотографией в России или в Белоруссии, живи она до сих пор в Евразии? Какой была бы ее фотография, окажись она здесь сегодня?

© Людмила Кейцлах
© Людмила Кейцлах

На первый взгляд, фотография Кецлах архаическая, прекрасно-черно-белая, с откровенными эмоциями на лицах, с открытыми взглядами, яростными жестами, заполняющими весь кадр. Она снимает широкоугольником и, по старинке, на пленку. Но то, что еще пять лет назад могло быть причислено к «ретро», сегодня перестает быть таковым: от холодности намудренных концепций зрители во всем мире (и за ними фотографическое сообщество) оборачиваются к фотографии, наполненной живой жизнью.

© Людмила Кейцлах
© Людмила Кейцлах

«Меня интересует фотография, которая рассказывает истории», - говорит Людмила. Фотография, которая возвращает в центр внимания общества то, что настолько повседневно (или удалено – и географически удаленно, и удалено из фокуса по причине обыкновенности). Фотография, которая открывает глаза (человеку с камерой, зрителю, всему обществу).

© Людмила Кейцлах
© Людмила Кейцлах

Казалось бы, ничего нового: именно такой миссию фотографии видели еще в середине прошлого века американские фотографы. Это американская традиция документальной («социально-озабоченной», как говорят американцы) фотографии. Возможно, именно в этой традиции и кроется причина, по которой Кецлах стала фотографом уже в Америке и сделала выбор в пользу документалистики. Люди, которые интересовали Людмилу всегда, на снимках стали зримыми, их истории жизни обрели голос.

Людмила Кецлах. Фото: предоставлено ЦСИ "Заря" Подробнее: https://primamedia.ru/news/844930/
Людмила Кецлах. Фото: предоставлено ЦСИ "Заря" Подробнее: https://primamedia.ru/news/844930/

Когда фотограф рассказывает о том, что пережил сам, что произошло на его глазах, он становится проводником правды. Надо в это верить. Фотографу. Обществу. В условиях взаимного договора (назовем так условие возможности работать документальному фотографу) фотограф передает с места событий, ведет репортаж из эпицентра жизни, где находится, и его слушают и слышат. И это не архаика. Это условие сохранения общества здоровым.

На взгляд из России, фотографу Кецлах повезло: она нужна там, где она живет. Не в том ли счастье?

В январе 2022 года ожидается выход книги Ирины Чмыревой "Лексикон русской фотографии. Сборник эссе о фотографах". Текст о Людмиле Кейцлах войдет в это издание. Предварительный заказ книги на сайте Ирины Чмыревой.

-7