Найти тему
ПАНТОГРАФ

Как ходили тульские автобусные маршруты 1 и 9 в конце 50-х годов. Схема

Давеча сегодня скинули мне в ВК скан одной интересной статьи "Рациональное расписание движения автобусов в областном центре" за авторством П. Горлова из журнала "Автомобильный транспорт" конца 50-х годов прошлого века. В журнальной статье речь идет об исследовании пассажиропотока на тульских и новомосковских (тогда сталиногорских) автобусных маршрутах за ноябрь 1957 года - март 1958 года. Сам материал на пяти страницах, где речь идет о методике исследований пассажиропотока, а также о результатах по итогам исследований корректировки расписания и выпуска машин на примере конкретных маршрутов, экономическом эффекте проведенных изменений, и пересказывать его не вижу смысла, но схема двух автобусных маршрутов конца 50-х годов мне показалась интересной, поэтому решил поделиться ею на страницах канала с читателями и, прежде всего, любителями истории города Тулы, а также кому интересна история автобусов российских городов.

Выпуск автобусов в конце 50-х годов прошлого века осуществлялся автоколонной № 21, располагавшейся на улице Сойфера, впоследствии эта площадка стала базовой территорией ПАТП-3, ныне же здесь расположен торговый комплекс "Гипермагнит". Автоколонна № 21 на рубеже 1957/1958 годов обслуживала 5 городских автобусных маршрутов (выпуск 35 автобусов), 9 пригородных автобусных маршрутов (выпуск 21 автобус) и межобластные маршруты. При этом из пяти городских маршрутов три (1,5,9) на отдельных участках дублировали друг друга, причем маршруты 1 и 9 на протяжении 5 километров. Маршрут номер 1 имел протяженность 12 км, а номер 9 - 13,6 км.

В статье "Рациональное расписание движения автобусов в областном центре" дается интересная историческая схема автобусных маршрутов 1 и 9.

Схема 1 и  9 автобусных городских маршрутов Тулы конца 50-х годов 20 века
Схема 1 и 9 автобусных городских маршрутов Тулы конца 50-х годов 20 века

Какие интересные наблюдения можно сделать из схемы. Во-первых, автобусный маршрут номер 1 фактически продолжает существовать по сей день, только существенно удлинившись в оба конца, ныне маршрут проложен от Горельских выселок до Городского кладбища номер 3 и до нижних проходных АО "Тулачермет". А вот 9 маршрут в наше время претерпел существенные изменения, да и вообще стал коммерческим. Во-вторых, встречаются интересные топонимы, например Куриловка (вообще-то мне это название знакомо как Куруловка, может в статье передано немного не верно), ул. Коммунаров (ныне проспект Ленина), Гражданский проспект (ныне ул. Болдина), загадочная остановка "Бараки". Современный кирпичный завод находится в совсем ином месте, а одноименная остановка общественного транспорта расположена на Городском переулке, пересекающим ул. Рязанскую. Интересна также конечная первого автобуса в Южной части города. Я уже писал о том, что топоним Рогожинский поселок (Рогожка) почти ушел в прошлое, а в те годы так официально называлась конечная первого автобуса. Остановка "Почта" перед Рогожинским поселком называется ныне "Клюева" и находится возле здания по ул. Циолковского, 12, ныне здесь расположен магазин "Градус", даже я еще в раннем детстве застал то время, когда именно в этом здании находилось 18 отделение почтовой связи (индекс 300018). Перед разворотом путь автобуса пролегал по улице Клюева. В наше время это тихая квартальная улица, вдали от основных магистралей. Еще на что обратил внимание, остановка на проспекте Ленина в районе современной улицы Гоголевской называется на схеме ул. Гоголя, это что опечатка?

Автобус ЗиЛ-158, бортовой номер 97, по маршруту Тула - Москва, 1950-е годы
Автобус ЗиЛ-158, бортовой номер 97, по маршруту Тула - Москва, 1950-е годы
Таким был тульский автовокзал на рубеже 50/60-х годов, как раз конечная 9 маршрута автобуса. Фото из коллекции Михаила Тенцера, автор Владимир Полюбин
Таким был тульский автовокзал на рубеже 50/60-х годов, как раз конечная 9 маршрута автобуса. Фото из коллекции Михаила Тенцера, автор Владимир Полюбин

Но собственно и все, надеюсь небольшой экскурс в историю тульского автобуса Вам показался интересным.

Канал "ПАНТОГРАФ".

Наша группа ВКонтакте о Туле - За лучшую Тулу - присоединяемся, друзья.

Другие материалы канала о Туле:

Нереализованные троллейбусные проекты города Тулы

Вспомним тульские автобусы конца 90-х

Как ходил тульский автобус 30 лет назад

-4

#тула #туларегион71 #тульская область #автобусы #автобус #автобусы ссср #транспорт #городской транспорт #50-е годы #общественный транспорт