Найти тему

Почему у поколений такие разные взгляды на жизнь?

  
Казалось бы, тяжелые времена СССР давно уже закончились, однако очень крепко засели в глубине души тех людей, которые застали этот период, что также отразилось на их детях и даже внуках. Давайте разберемся как. Профессор психологи ДГТУ Влада Пищик считает, что тревога, заложенная советским периодом, передается детям, родившимся в начале 2000-х. По мнению Льва Гудкова, советского человека “воспитывали” для возможности построения социалистического общественного строя. Советского человека можно описать следующим образом: он ориентируется на власть, на её контроль и вознаграждение. Однако, советский человек обладает высокой подозрительностью, часто ждёт обмана со стороны государства, что вследствие приводит к халтуре и воровству на работе. Человек советского воспитания также более консервативен, то есть ему тяжело дается принять какие-либо нововведения.
Казалось бы, тяжелые времена СССР давно уже закончились, однако очень крепко засели в глубине души тех людей, которые застали этот период, что также отразилось на их детях и даже внуках. Давайте разберемся как. Профессор психологи ДГТУ Влада Пищик считает, что тревога, заложенная советским периодом, передается детям, родившимся в начале 2000-х. По мнению Льва Гудкова, советского человека “воспитывали” для возможности построения социалистического общественного строя. Советского человека можно описать следующим образом: он ориентируется на власть, на её контроль и вознаграждение. Однако, советский человек обладает высокой подозрительностью, часто ждёт обмана со стороны государства, что вследствие приводит к халтуре и воровству на работе. Человек советского воспитания также более консервативен, то есть ему тяжело дается принять какие-либо нововведения.

Начиная с 2010 года психологи активно проводили исследования, посвящённые сравнению ментальности советского, переходного и постсоветского поколений. В исследовании принимали участие три группы поколений. Поколение постсоветского периода (1990-1995), поколение переходного периода (1980-1985) и советское поколение (1940-1945). Всего в исследовании приняли участие 2235 человек. Анализ результатов показывает, что для советского поколения характерны такие культурные ценности, как “верность традициям”, “открытость”, “сердечность”, “уважение к власти”. Поколению переходного периода характерны “душевность”, “самостоятельность”, “недоверие к власти”. Поколению постсоветского периода свойственны “требовательность”, “вспыльчивость”, “потребность в автономии и свободе”.    
Для постсоветского поколения ведущими ценностями являются семейные, альтруистические и коммуникативные смыслы. Для переходных поколений- смыслы удовольствия и возможности самореализации.  

При исследовании выражения собственного “Я” психологи обнаружили, что большая часть исследуемых переходного и советского поколения ориентированы на группу, чем на себя. Другими словами, наибольшая продуктивность какой-либо работы приходилось на групповую сплоченность, а не на индивидуальные результаты. Поколение, представляющее постсоветский период -в 60% случаев независимы от группы.
Начиная с 2010 года психологи активно проводили исследования, посвящённые сравнению ментальности советского, переходного и постсоветского поколений. В исследовании принимали участие три группы поколений. Поколение постсоветского периода (1990-1995), поколение переходного периода (1980-1985) и советское поколение (1940-1945). Всего в исследовании приняли участие 2235 человек. Анализ результатов показывает, что для советского поколения характерны такие культурные ценности, как “верность традициям”, “открытость”, “сердечность”, “уважение к власти”. Поколению переходного периода характерны “душевность”, “самостоятельность”, “недоверие к власти”. Поколению постсоветского периода свойственны “требовательность”, “вспыльчивость”, “потребность в автономии и свободе”. Для постсоветского поколения ведущими ценностями являются семейные, альтруистические и коммуникативные смыслы. Для переходных поколений- смыслы удовольствия и возможности самореализации. При исследовании выражения собственного “Я” психологи обнаружили, что большая часть исследуемых переходного и советского поколения ориентированы на группу, чем на себя. Другими словами, наибольшая продуктивность какой-либо работы приходилось на групповую сплоченность, а не на индивидуальные результаты. Поколение, представляющее постсоветский период -в 60% случаев независимы от группы.

Если задуматься, дедушки и бабушки тех, кому сейчас за 30, пережили тяжелые военные годы. Они как никто другой знают, что такое нищета и голод. Практически каждый, в те тяжелые годы, вынужден был начинать всё с нуля. Исходя из этого и формировалась новая система ценностей - стабильность и уверенность в следующем дне. Многие исследователи, в их числе семейный психолог Людмила Петрановская, полагают, что тяжелые времена СССР накладывают на людей определенные травмы, которые передаются в следующие поколения и способны искоренить себя только к третьему-четвертому поколению.   
Исходя из этого, как послевоенные годы, так и перестройка 1990-х очень сильно сказались на людях того времени. Отсутствие стабильности и психологической поддержки оставили неизгладимый след на подростках начала 1990-х, породили в них чувство тревожности, неуверенности и социальную пассивность.
Если задуматься, дедушки и бабушки тех, кому сейчас за 30, пережили тяжелые военные годы. Они как никто другой знают, что такое нищета и голод. Практически каждый, в те тяжелые годы, вынужден был начинать всё с нуля. Исходя из этого и формировалась новая система ценностей - стабильность и уверенность в следующем дне. Многие исследователи, в их числе семейный психолог Людмила Петрановская, полагают, что тяжелые времена СССР накладывают на людей определенные травмы, которые передаются в следующие поколения и способны искоренить себя только к третьему-четвертому поколению. Исходя из этого, как послевоенные годы, так и перестройка 1990-х очень сильно сказались на людях того времени. Отсутствие стабильности и психологической поддержки оставили неизгладимый след на подростках начала 1990-х, породили в них чувство тревожности, неуверенности и социальную пассивность.