В XV и XVI веках мастера создавали горельефные и барельефные скульптуры. Одна из известнейших - "Царское место" Ивана IV находится сейчас в Успенском соборе Кремля. На примере некоторых работ того времени разберем подробнее различие горельефа и барельефа.
Вкратце: "Горельеф" - это скульптурное изображение, выступающее более чем на половину своего объёма на плоской поверхности, а "Барельеф" - это скульптурное изображение, выступающее менее чем на половину своей толщины на плоской поверхности.
Василий Дмитриевич Ермолин - известный скульптор и зодчий создавал прекрасные горельефы в XV веке. Так, в 1462-1462 годах он в своих мастерских выполнил два каменных горельефа для Фроловских (сейчас Спасских) ворот Кремля.
На одном горельефе изображен Георгий пронзающий копьём змея, а на другом - Дмитрий Солунский (христианский святой). До наших дней дошел фрагмент горельефа с изображением Георгия. Фрагмент представляет собой круглую раскрашенную скульптуру.
В XVI веке более популярным стал барельеф: плоская резьба по дереву. Пример: "моленное" или царское место Ивана IV в Успенском соборе в Кремле (1551). На рельефах изображена легенда о преемственности власти русских царей от византийских императоров.
Подобие барельефа: чеканка по золоту и серебру использовалась совместно со сканью, эмалью и украшением из драгоценных камней при создании ювелирных украшений XVI века.
Русские ювелиры славились на весь мир. Известно, что в 1581 году из Мюнхена в Тулу приезжал немецкий ювелир, чтобы учиться в России ювелирному искусству.
Большое золотое блюдо (1561) - образец ювелирного искусства XVI. Его Иван IV подарил Троицкому монастырю. По середине блюда: двуглавый орёл, выполненный черню, по краям - невероятно красивый орнамент.
Тему украшений завершу историей русского шитья XVI века. Художественное шитье того времени создаётся в живописном стиле, в нём всё больше начинают добавляться золотые и серебряные нити, драгоценные камни и жемчуг. Подвесная пелена (1499): основу этой работы (прорись) создавал иконописец высокой квалификации. На пелене изображен вынос иконы Богоматери из Успенского собора. Плащаница (1561) вышита мастерицами мастерской князей Старицких. Она характеризуется трагической напряженностью образов. На ней сочетаются сложные оттенки и полутона.
О дальнейших этапах развития русской скульптуры и декоративно-прикладного искусства я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
#искусство #арт #скульптура #история искусства #россия