Найти в Дзене
Дневник альтиста

Скрипач-альтист-дирижер (часть 2)

Другим достоянием Р. Баршая стал Московский камерный оркестр. У Вивальди, Баха, Моцарта есть множество сочинений именно для такого состава, но долгое время эту музыку исполняли большие составы. Только в послевоенное время, спустя столько лет забвения, стали вновь появляться камерные оркестры. Камерный оркестр- совсем особенное дело. Многие музыканты думают, что это просто уменьшенный симфонический. Просто меньшего состава. Но играют те же самые оркестранты, с теми же самыми оркестровыми, лабушскими навыками. Ничего подобного. Это не те музыканты, которые могут составить настоящий камерный оркестр. А настоящий камерный оркестр может составиться скорее из музыкантов камерных, из солистов, из квартетный исполнителей, например. И все это создавалось на чистом энтузиазме! Репетировали по ночам, работали над звуком, нарабатывали репертуар. Начав осенью, уже к зиме оркестр был готов к первому выступлению, и оно прошло с невероятным успехом! И дело пошло: на первый концерт в Малом зале Консер

Другим достоянием Р. Баршая стал Московский камерный оркестр. У Вивальди, Баха, Моцарта есть множество сочинений именно для такого состава, но долгое время эту музыку исполняли большие составы. Только в послевоенное время, спустя столько лет забвения, стали вновь появляться камерные оркестры.

Камерный оркестр- совсем особенное дело. Многие музыканты думают, что это просто уменьшенный симфонический. Просто меньшего состава. Но играют те же самые оркестранты, с теми же самыми оркестровыми, лабушскими навыками. Ничего подобного. Это не те музыканты, которые могут составить настоящий камерный оркестр. А настоящий камерный оркестр может составиться скорее из музыкантов камерных, из солистов, из квартетный исполнителей, например.

И все это создавалось на чистом энтузиазме! Репетировали по ночам, работали над звуком, нарабатывали репертуар. Начав осенью, уже к зиме оркестр был готов к первому выступлению, и оно прошло с невероятным успехом! И дело пошло: на первый концерт в Малом зале Консерватории раскупили билеты в первый же день продаж, то же произошло и на следующей неделе на концерте в Большом зале. Оркестр начал гастролировать по всему миру.

Но несмотря на успех оркестра, исполнительской деятельности, Р. Баршай начал особенно остро ощущать давление со стороны партии: были требования и подписать письма-доносы на своих коллег, и вступить в партию, запреты на гениальные произведения также часто не давали заниматься интересовавшими его вещами.

Однажды Шостакович сказал мне: вопрос заключается в том, пойти ли на компромисс, как пошел Галилей, или на костер, как Джордано Бруно.
Р. Б. Баршай и Д. Д. Шостакович
Р. Б. Баршай и Д. Д. Шостакович

Если Шостакович остался в СССР до конца, держа удар со стороны власти, то Рудольфу Борисовичу пришлось все же покинуть страну…

Играть здесь музыку, которую я считал нужным, по-прежнему нельзя. Доходило до смешного. «Вот ты, Баршай, мастер инструментовки такой признанный. Ну почему же ты делаешь обработку Прокофьева и Шостаковича, а почему не возьмешь, например, солдатские песни Книппера? Вот тебе будет репертуар, играй себе, сколько хочешь. Современный репертур, да еще и советский».

Единственным способом уехать из страны для Баршая стал отъезд в Израиль, который был возможен благодаря его еврейским корням. И в 1977 году Рудольф Борисович покинул страну…