Найти тему
ПРО ФСЁ !

Воспоминания моего деда (60)

Часть шестидесятая

1932-1934 г.г.

Переправа по льду через Зею.

Путь в Благовещенск из Александровки в несколько десятков километров был проделан за несколько часов. Отсутствие проезжей наезженной дороги с уже выпавшим снегом создавали нам преграду за преградой. Отдельные места заснеженных сугробов расчищались нами лопатами, машину подталкивали в этом сыпучем зыбком месиве. На ветру и сильном морозе за несколько часов передвижения беспрерывно осложнявшимися препятствиями мы наконец то прибыли к переправе у реки Зея к вечеру.

У одинокой избы стояло несколько автомашин. Перемерзшие, с закоченевшими ногами мы вошли в спасительное тепло избы.
В небольшой половине срубленного дома с обмазанными глиной пазами, в сизых клубах табачного дыма сидело на лавках, расположенных у стен и за столом с кипящим самоваром десятка полтора людей. Шум от разговора немного притих и мы услышали, что народ сидит здесь уже около недели. Только что перед ними у всех на виду в полынью ещё не достаточно застывшей Зеи угодила грузовая машина с людьми и грузом. Никого спасти не удалось. Всё это погрузилось в чёрную бездну коварной реки и быстрым течением с круговоротами, какие только можно увидеть на Зее, Амуре и других сибирских реках, затянуло вынурнывших из воды людей под лёд. Уже с неделю, как никто не решается ехать через реку по ещё неокрепшему льду. Только несколько подвод, запряженных в сани розвальни переправились по льду на другую сторону реки, объезжая это гиблое место чуть ли не за километр вверх по течению.

-2

Мы были ошарашены услышанным. Ведь многие из нас настаивали ехать через реку не останавливаясь у одиноко стоящего на пригорке дома. Только шофёр настоял на своём, увидев стоявшие невдалеке запорошенные снегом автомашины. Своим опытным взглядом на задержавшиеся авто, он почувствовал что-то неладное. Его предчувствие не обмануло, люди переживали большое горе, помочь которому было невозможно. Перебираясь даже на подводах через заснеженную реку, один человек идя впереди с длинным шестом, как бы прощупывая лёд, проверял его толщину, определяя безопасность дальнейшего движения.

-3

И только своим опытом и знаниями, известными ему одному убеждаясь в неопасности движения по льду с лошадьми, давал знак двигаться за ним. Эта предосторожность была далеко не излишней. Оказывается Зея называлась коварной не напрасно. Её быстрые воды подтачивали снизу лёд в отдельных местах до такого состояния, что даже в крепкие морозы река была опасна для переправы. Мы не могли этого знать по неопытности.

-4

В избе было холодно и несмотря на работающую печку ночь на полу прошла беспокойно. Попеременно от холода люди поднимались и прижимались спинами к печи, которая давала хоть какое-то тепло.
Многие сидя за самоваром пили кипяток, что очень согревало.

-5

Самовар беспрерывно доливался водой, разжигался нарубленными деревянными чурками, огонь от которых с гулом вырывался через железную трубу в загнётку дымохода кирпичной русской печи.

Утром чуть свет все измученные люди были на ногах, ожидая кто первым осмелится проехать на машине через лёд. Но прежде чем решиться на этот смелый и решительный шаг, взвешивались за и против за положительный исход переправы. Несколько шофёров с длинными шестами в два, а то и в три человеческих роста начали прощупывать лёд по вчерашнему пути благополучно проехавших подвод. Никто из сопровождавших машины людей не садился в кабину с шофёром или в кузов. Лишь во второй половине дня водители договорились перебираться на ту сторону реки в Благовещенск. Ведь с момента катастрофы с машиной и людьми прошло семь дней и по их мнению, при настоящем 30-градусном морозе лёд утолщился сантиметров на 15.

Несмотря на все наши переживания и страхи, переправа машин, в том числе и нашей, прошла благополучно. Люди выдохнули от пережитого и повеселели, ступив ногой на твёрдую землю правого берега Зеи, почти что окраину Благовещенска.

-7

Продолжение следует...

Начало Воспоминаний моего деда можно прочитать здесь

Если Вам интересно было читать, пишите комменты и ставьте лайки!!! Буду рад видеть Вас на своем канале!!! 🎆

ИНТЕРЕСНОЕ НА КАНАЛЕ:

Байкер 80-х. Сено вместо камеры. Часть I

Байкер 80-х. Сено вместо камеры. Часть II

100 дней верхом на FAW X80!

Восторги и слезы про Лифан Х 60

Из пепла в Яву превращаясь (из трех частей , часть 1)

Из пепла в Яву превращаясь (часть 2)

Из пепла в Яву превращаясь (часть 3)