Найти тему
SteelGuard

"Бронеход" Менделеева. Проект первого сверхтяжёлого танка в Мире.

Разработал данный проект изобретатель и инженер, Василий Дмитриевич Менделеев – сын знаменитого русского химика Д. И. Менделеева. В 1906 году он окончил Кронштадтское морское инженерное училище на кораблестроительном отделении, а также был главным конструктором судостроительных заводов, что оставило некоторый отпечаток на проектировании будущей сухопутной разработки.
Идея создания сверхтяжелой бронемашины была полной инициативой изобретателя, над которой он трудился в течении почти пяти лет, в свободное от основной работы время. Танк отличался тщательной проработкой, полностью готовый на чертежах опытного образца. Инженеру-судостроителю удалось опередить свое время, вводя в свою проектируемую технику новаторские концепции и конструктивные решения.

Василий Дмитриевич Менделеев (1886-1922)
Василий Дмитриевич Менделеев (1886-1922)

"Бронеход" обладал коробчатой формой с применением "корабельных" технологий такие как шпангоуты и стрингеры для создания каркаса, в изготовлении корпуса применялись сварка и клёпка. Такой бронекорпус обеспечивал защиту от 152,4мм снарядов пушек, на тот момент в распоряжении полевой артиллерии, из крупных калибров, имелись только 76,2 мм орудия, а в крепостях редко находились 152,4 мм экземпляры. За такую превосходную броню пришлось заплатить массой в 173 тонны и низкой проходимостью. Вооружение состояло из 120мм корабельной пушки Канэ с боекомплектом 51снаряд и подачей при помощи тележки на монорельсе и пневмопривода, поворачивание маски орудия осуществлялось с использованием электропривода. В качестве дополнительного оснащения – 7,62 мм пулемёт «Максим», установленный в башенку, при потребности которая опускалась внутрь боевого отделения посредством пневматического привода, но вращалась она усилиями стрелка.

-3

На танк должен был устанавливаться карбюраторный двигатель от подводной лодки, мощностью 250 л.с, расчётная скорость составляла 24 км/ч (по шоссе). Трансмиссия использовалась механическая, с дифференциалом для осуществления поворотов, и четырьмя передачами вперед и одной назад. Интересными особенностями обладала машина, получив четыре поста управления, два основных (носовой и кормовой), и два запасных, при выходе из строя одного из главных, резервные посты мог занять любой член экипажа. Ходовая имела в своем составе пневмоподвеску с вертикальными цилиндрами, что обеспечивало плавность хода и давала возможность менять клиренс, от движения с полуопущенным корпусом, до полного опускания на землю, таким образом добивалась защищённость самой уязвимой части – его ходовой, а также гасилась отдача пушки.
Экипаж состоял из 8 человек – командир, главный механик, рулевой, наводчик, пулеметчик и три канонира. Все члены команды располагали своими рабочими местами, кроме командира, он в свою очередь перемещался по боевой части, отдавая приказы и осуществлял стрельбу через бойницы по подошедшему близко противнику. Рулевой при необходимости передвижения задним ходом мог переместиться на кормовое место управления.

-4

В. Д. Менделеев внес большой вклад не только в отечественное, но и в мировое танкостроение. Российская Империя могла бы получить революционную технику, но большой вес и малая проходимость поставила крест на идее изобретателя, "Бронеход" Царской России оказался не нужен. Проект так и остался на бумаге, но некоторые конструкторские решения отразятся через десятилетия, в производстве немецких и английских машин.

Тактико-технические характеристики

Класс: Сверхтяжелый танк

Длина корпуса 11м
Длина корпуса с пушкой 13м
Ширина 4,4м
Высота 4,45м (с башней) 3,5м (с опущенной башней)

Тип брони: Стальная закалённая

Лоб корпуса 150 мм/90°
Борт корпуса 100 мм/90°
Корма корпуса 100 мм/90°
Днище 8—10 мм/0°
Крыша корпуса 76 мм/0°
Борт башни 8 мм/90°

Вооружение: 120мм морская пушка Кана

Боекомплект пушки 51 снаряд
Углы горизонтальной наводки 32°

Дополнительное вооружение: пулемет 7,62-мм «Максим»

Если понравилась статья, пожалуйста поставьте лайк и подпишитесь на канал! Впереди много нового и интересного о грозных и стальных машинах!