Разработал данный проект изобретатель и инженер, Василий Дмитриевич Менделеев – сын знаменитого русского химика Д. И. Менделеева. В 1906 году он окончил Кронштадтское морское инженерное училище на кораблестроительном отделении, а также был главным конструктором судостроительных заводов, что оставило некоторый отпечаток на проектировании будущей сухопутной разработки.
Идея создания сверхтяжелой бронемашины была полной инициативой изобретателя, над которой он трудился в течении почти пяти лет, в свободное от основной работы время. Танк отличался тщательной проработкой, полностью готовый на чертежах опытного образца. Инженеру-судостроителю удалось опередить свое время, вводя в свою проектируемую технику новаторские концепции и конструктивные решения.
"Бронеход" обладал коробчатой формой с применением "корабельных" технологий такие как шпангоуты и стрингеры для создания каркаса, в изготовлении корпуса применялись сварка и клёпка. Такой бронекорпус обеспечивал защиту от 152,4мм снарядов пушек, на тот момент в распоряжении полевой артиллерии, из крупных калибров, имелись только 76,2 мм орудия, а в крепостях редко находились 152,4 мм экземпляры. За такую превосходную броню пришлось заплатить массой в 173 тонны и низкой проходимостью. Вооружение состояло из 120мм корабельной пушки Канэ с боекомплектом 51снаряд и подачей при помощи тележки на монорельсе и пневмопривода, поворачивание маски орудия осуществлялось с использованием электропривода. В качестве дополнительного оснащения – 7,62 мм пулемёт «Максим», установленный в башенку, при потребности которая опускалась внутрь боевого отделения посредством пневматического привода, но вращалась она усилиями стрелка.
На танк должен был устанавливаться карбюраторный двигатель от подводной лодки, мощностью 250 л.с, расчётная скорость составляла 24 км/ч (по шоссе). Трансмиссия использовалась механическая, с дифференциалом для осуществления поворотов, и четырьмя передачами вперед и одной назад. Интересными особенностями обладала машина, получив четыре поста управления, два основных (носовой и кормовой), и два запасных, при выходе из строя одного из главных, резервные посты мог занять любой член экипажа. Ходовая имела в своем составе пневмоподвеску с вертикальными цилиндрами, что обеспечивало плавность хода и давала возможность менять клиренс, от движения с полуопущенным корпусом, до полного опускания на землю, таким образом добивалась защищённость самой уязвимой части – его ходовой, а также гасилась отдача пушки.
Экипаж состоял из 8 человек – командир, главный механик, рулевой, наводчик, пулеметчик и три канонира. Все члены команды располагали своими рабочими местами, кроме командира, он в свою очередь перемещался по боевой части, отдавая приказы и осуществлял стрельбу через бойницы по подошедшему близко противнику. Рулевой при необходимости передвижения задним ходом мог переместиться на кормовое место управления.
В. Д. Менделеев внес большой вклад не только в отечественное, но и в мировое танкостроение. Российская Империя могла бы получить революционную технику, но большой вес и малая проходимость поставила крест на идее изобретателя, "Бронеход" Царской России оказался не нужен. Проект так и остался на бумаге, но некоторые конструкторские решения отразятся через десятилетия, в производстве немецких и английских машин.
Тактико-технические характеристики
Класс: Сверхтяжелый танк
Длина корпуса 11м
Длина корпуса с пушкой 13м
Ширина 4,4м
Высота 4,45м (с башней) 3,5м (с опущенной башней)
Тип брони: Стальная закалённая
Лоб корпуса 150 мм/90°
Борт корпуса 100 мм/90°
Корма корпуса 100 мм/90°
Днище 8—10 мм/0°
Крыша корпуса 76 мм/0°
Борт башни 8 мм/90°
Вооружение: 120мм морская пушка Кана
Боекомплект пушки 51 снаряд
Углы горизонтальной наводки 32°
Дополнительное вооружение: пулемет 7,62-мм «Максим»
Если понравилась статья, пожалуйста поставьте лайк и подпишитесь на канал! Впереди много нового и интересного о грозных и стальных машинах!