Найти тему
Azariy Gorchakov

Четыре новеллы. Джоаванни Беллини. Загадка- найди на какой картине есть коровий череп?

Почему 4. Потому что 4 добродетели это из Платона. 1 мудрость, благоразумие, 2 умеренность, целомудрие, 3 мужество, 4 справедливость. Язык Библии довольно народный, простой, если это когда-то хорошо работало на рабов на наемников, то греческим интеллектуалам такое читать было просто смешно. "Типа блин в натуре, конкретно говорю". Язык овцеводов и базарного люда - и мы. Поэтому высокая ранне христианская литература очень ориентируется именно на эту престижную публику, на язык философов, интеллектуалов поэтов знатоков филологи. Адаптация не к подворьям, а уже к царским палатам.

1. "Сладострастие»,- это целомудрие. (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) божество искушающее воина не в полном вооружении, или «Убеждение» По моей версии это умеренность, пост. Что за такое умное слово кавалькада? О чем это? Дети тянут огромную повозку, мало от них пользы. И корзиночка явно рассчитана не на соблазняемого а на этих детей. От случай то тут и говорит- лажа какая то. Тоже мне соблазнение, видали и получше. Старый знакомый! Правда же. Если не повнимательнее посмотрим на этого главного героя на его позу и особенно на его лицо, но удивлённое глупое выражение, то мы возможно припомним где его мы его встречали. Конечно же это тот самый парень с дважды повторённый в известного хита. И даже все эти "масонские штучки", странные "рваные" чулочки, плащ и посох. Ну да конечно же это вечный Скиталец. Библейский мот в поисках выгоды или лучшей доли. Притча мини история- ещё вчера он был беззаботен и богат. А сегодня он вынужден наемничать. Что там на блюде! Горсть изюма? Взять и успокоиться? Синица в руках или что то- там за горизонтом. Когда начинаешь эту картину изучать внимательней, сразу заметно что дети тянут эту повозку в обратную сторону. На самом деле тут мы видим заднюю часть полоски и видимо её возница- даритель пытается с колесницы сойти. Кавалькада намек на расхожий тогда шоу- жанр триумфы. Триумфы Петрарки как образец. Скиталец держит на плече огромный как "шар" щит. Бледнокожий пассажир с пузиком и с подбородком, Дионис но на его месте мог быть и Меркурий! Ветер. Метания глупости. Музыкальный инструмент - щит тамбурин.

2. Изменчивая «Фортуна» на лодке. Благоразумие. Эта дама часто изображалась "по корабельному", странный был у нее в руках "не опознаваемый античный атрибут", весомый руль. Вдруг! Завитушка на лодке, это то самое рококо, раковина что потом грядет. Парус. Именно с таким странными раздувшимися парусами рукавов изображали удачу. Всё качается на волнах и шесть ребят. Дама-мать с земной сферой в руках на неустойчивой лодке. очень специфический жест младенца Который обнимает материнский живот действительно так дети делают в ожидании братиков и сестёр это умиление и нетерпения одновременно Люди - дети фортуны рядом, кто то упал кто то кто постарше и поумней карабкается. Все такое шаткое. Огромный шар легок, он пузырь он может в любой момент лопнуть. "Зеркальный шар" со старинных натюрмортов, бренность и суета. "Ванитас" прообраз наших елочных игрушек0череп. Странные симбиоты. Найди предметы. Есть в цикле и щит- блюдо, тарелка, поднос-зеркало и шар. 6 дней творения и хрупкий мир. Мировые воды. На плече держит младенец держит шар земной. Атлант, а на другой картине скиталец держит раковину. Греческая аналогия Гера. Стихия вода. Исходная притча про воду. Музыкальный в новелле инструмент -двойная флейта пана.

3.«Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало с отраженной старухой, смертью или зрителем). Справедливость. Раньше немели делать плоских стекол. Выдували. Зеркало это на основе пузыря сфера. Обнаженная женщина с пузырем тоже Vanitas (суета сует). Стихия огонь, мы видим какой то алтарь. Призрачная линза-зеркало с чем то красным. Алтарь это форма место, так же как форма воды русло. Русло может быть и сухое, но когда ни будь оно примет воды, а гора не примет. Веночки детишки-путти, не пойму девочки это или мальчики. Милое окошко, горы и луга за окном- беззаботность. Но все же есть какая то тревога. Девушка поглядывает в окно. Громкие трубы пока молчат но барабанчик ребенка отсчитывает ритм. Очень у Беллини интересно композиционно ниша ушла под обрез. Аллегория из Библии? Намекну на исходную притчу. Там про алтарь "Но не про жертву Исаака". Да нелегко, я сам голову изрядно поломал, продираясь сквозь сакральные тексты. Античная аналогия Минерва держащая зеркало истины. Стихия огонь. Музыкальный инструмент - фанфары, трубы мини барабан.

4. «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Мне кажется это мужество. Мужчина в раковине — аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания, или мудрости) это стандартная расшифровка. Можно приглядеться. Анатомически странно путник несет раковину на горбу. Его вообще ли это голова, слишком тут большое отступление от "геометрии". У художника до этого момента нет грубых анатомических просчетов. Музыкальный инструмент - раковина, шум моря. Все зеленое травянистое, это земля. Земля обетованная. Тут нет детей дети подросли. Путник со щитом (целомудрие) голый- где же его панцирь? Раковина. Белый шум. Античная аналогия Пандора (длинные волосы) и ее коробка с выползающими змеями. Стихия земля.

Есть еще 5 аллегория. Гарпия- сирин, водолей. Секретное отделение? Вино разводиться водой, умеренность, справедливость с завязанными глазами. Честно, мерит, делит на всех. Фартуна всегда стоит на одном шаре, а тут два шара. Тоже шатко "но все же". Судебное равновесие. Весы обычно в руке а тут самим бы судьям, не упасть. Золотые шары. Почти ролики. Алчность или Добродетель. Хохолок ее! Вставка "Беспристрастность" немного другого размера, авторство ее под вопросом. Но есть разные версии откуда она, и есть реконструкции как выглядел этот ореховый шкафчик.

Картины построены по единому принципу. Есть некие "божественные", аллегорические персонажи, и сопутствующие им герои- люди- дети- или даже человечество.

Кардинальная четверка. Арты связанны внутренним языком. 4 стороны света, 4 темперамента, 4 темы. 4 первоэлемента. Повторы. Сразу заметно что на всех картинах есть какие то "шары", шарики. Единый графический язык. Большой шар в лодке, шар поменьше зеркало. Элемент воды смаштабированный. В каждой темы есть заимствования из другой темы. Вздутые складки, ветер, парус, одеяние в лодки, развивающийся плащ путника. Путник чем то похож на отражение в зеркале. Все изображенное это единая нить повествования. Проект. Любопытно конечно выстроить из всего этого какой-то единой звукоряд, тем более действительно что есть и пятая работа, маленькая картинка "Сирин". Если изучать рабочие столики той поры. То это не то что сейчас у нас. Это немножко похоже на какие-то "алтари". Это даже не стоит "у стены", это больше похоже на какие-то оргонайзеры- комоды. Иногда "конторки" сделаны как что-то такое сложное центральное. Часто в таких сооружениях были секретные отделения. Открывающиеся дверцы, секреты. Мотивы для раздумий. Мне кажется что пятая панель "гарпия- птица" могла бы быть скрытым финальным изображением.

"Четыре аллегории", или есть пятая? Хорошая разминка для интеллектуалов. Я начал трактовать когда то "верно" старину Босха и просто голову сломал, над сложностью материала. Хотя там все и ясно. Но очень много материала. Полностью его разобрал.

Джоаванни Беллини 1430-1515 г. Итальянец был старше но умер почти в одно время с Босхом. Вот его аллегории загадки. Мебельное творчество- туалетное? Увы- Википедия неверно трактует эту серию. "И слава богу!" На самом деле очень трудно разбирать"Древнее искусство", потому что не мы не можем вытряхнуть из головы сегодняшнее представление (парадигму) и не можем залезть в шкуру "тех людей" по причине брезгливости. Сегодня мы не очень религиозны, и нам трудно себе представит иное. Как это? Когда люди разбивают себе лоб об пол и рады. И еще разводят блох на теле и считают их "слезками господа". Трудно свыкнуться с мыслью. Что это реальность. Понять это значит принять? И как то такого не посоветуешь "понимать"! А религиозная жизнь в старину была интенсивна. Антиклириальность, сегодня освобождает нам кучу времени. Тогда люди были нагружены. Люди возрождения, какими бы мы их не считали "свободными" всё-таки каждый день ходили на мессу, и еще индивидуально молились. Секулярно! Поломничали и очень много посвящали своего времени вере. Искренне это было или всё-таки через сомнения? Но жизнь тогда без религиозного контекста, и "особого опыта" была невозможна. Это факт- и искусства в том числе. Фактор веры. Так как это сложно (в такое надо врубаться!) то нам сегодня проще это просто игнорировать. Посты, бдения, исповедальность! Рассказывать про какую-то "мифологию", аллегории, символы конечно проще. Вот и появляется "наш уютный Джованни Беллини", и его возрождение античности. Античность- тогда как и все в средневековье воспринималась очень (по делу) христианизировано. Даже сегодня на "ортодоксальных" православных иконах есть и добрый- славный император Август и Сократ и Платон рядом с Христом. Есть на храмовых росписях и сивиллы- всякие древнегреческие волшебницы. Что уж говорить. Старина! Люди тогда еще даже не придумали историю- все у них и так было - у них была "одна вера". Люди грезили монастырями. Доктрина! Все серьёзнее, даже не потому что вокруг этого была власть, просто так тогда формировалось общество. И как бы нам не была интересна Древняя Греция, и прошлое. Христине везде искали только свое родное. Возрождение было лишь во многом как подтверждение уже сказанного "отцами". Исходник загадочных символов Джованни Беллини, не в мифах Греции исходник -надо искать увы в Библии. Это конечно не модно, и к тому же жутко тяжело. Нудно- потому что книга трудная, материал слабо доступный. Перипетии истории еврейского народа, пророчества, заветы! Мрачные деяния. Обычно все средневековые символы трактуют как-то дискретно и неправильно. Слишком упрощенно. Стандарты. Например змея -это символ клеветы и соблазна. Кто спорит! Сова "слепая днем", символ глупости. Может быть всё это и правда только вот с помощью этого подхода не одну средневековую картину невозможно прочитать. Верно- как самостольную законченную историю. Сложно- с моралью с вопросами. Сегодня "аналитика" являет собой какие-то обрывки знания. "Это стул на нём сидят это стол на нём едят." Ну да раковина- это символ крепости, стойкости, несокрушимости. И что мне с этого! По -моему всем это и так очевидно. Ясно как день, что жаба отвратительна, жутковата и плодовита. И от этого ночного кваканья, и ее приставания со всех сторон, люди и по сей день страдают. Свинья - обжора. Всем доходчиво понятно что крыса хитра опасна, и тому же очень жадная. Сорока суетлива, нахально, воровата, гривуазна. Волк алчен, и полон злобы. Так трактовать Искусство это как-то очень по-детски. Это уровень развивающий раскраски для Пятилеток. По этому правильное прочтение средневекового искусство это всё-таки когда какие-то разрозненные фрагменты складываются в нечто единое. Складываются в какую-то единую логическую повествовательное историю. Если вы в средневековом искусстве увидите что-то нелогичное и очень сложно-непонятное! То нее надо пожалуйста всё сводить к этим "смертным грехам." Включите воображение, используйте знания. Попробуйте трактовать это как притчу. Все как в жизни. Иногда долго и сложно рассказывать притчу. Поэтому даётся всего лишь лёгкий на это намёк, для всех кто в теме. Например Барон Мюнхаузен- нафига тащить себя за волосы. Это так работает. и сегодня нам не надо целиком озвучивать какой-то мем. Поэтому путь аллегории -мема это конечно очень примитивно, но ловко. Нельзя сказать что это неправильно, но это очень верхний, лёгкий Пласт. А если мы не читали ничего про барона Мюнхаузена. Чего нам сочетание этих букв. Ну да что-то там есть немецкое. И барон! А причём тут волосы уже непонятно. Так что глупо хвататься за фармакологию факта. Давайте всё-таки хвататься за какие-то какие ни есть но "волосы". Аллегорично пытаемся вытягивать себя из болота. Я понимаю это сложно потому что надо изучать читать. Вот например самый загадочный из четырёх символов в Беллини какой-то там человек в раковине. Выползает и всё это очень сюрно. Давайте я вам этот символ детально расшифрую. А вы уже остальные сами, нормально и правильно. И возможная в каких-то деталях я буду абсолютно не прав, что то упущу. Но глобально будет всё верно. А можно ведь и наоборот дотошно разобраться в деталях подробно рассказать- "что зеркало -это тщеславие, и это нарциссизм и самовлюблённость", но этим упустить смыслы. Буду делать хорошо и не буду плохо? Всегда есть причины иллюстрировать, и это прежде всего отсылка к книгам, метафоры к житейским ситуациями. Проблема. Быть или не быть вот в чём вопрос?

Для начала разглядим изображение. Какие-то дядьки чего-то тащат на шесте. Видели ли мы где-то что-то подобное? Да конечно видели. Это расхожий сюжет, картин и иллюстраций к библейскому фрагменту "о шпионах". Сотни картин. У Босха мотив часто встречается. Сюжет -народу бог сделал предложение. Обещанное "есть перед глазами". Дядьки на шесте приволокли! Вот будущий предводитель народов Иисус Навин приносит чудесные Дары- всякие вкусности. "И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней . будьте смелы, и возьмите от плодов земли. Было же это ко времени созревания винограда." Весточка с "обетованной земли".

"И Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, из осматривавших землю, разодрали одежды свои" и сказали всему обществу сынов Израилевых: земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша" Да действительно есть "кисельные берега- молочные реки" впереди "страна молока и мёда". Но только она под мощной защитой. И чтобы всем этим достоянием завладеть, евреям надо устраивать большой геноцид " всем местным". И непонятно как поступать "молодой нации" остаться "добрым малым" сохранить свою сегодняшнюю кочевую жизнь и обратно убраться туда откуда пришёл- в свою синайскую пустыню. Или "осесть", придумав как " с божьей помощью" убить всех аборигенов. Нужна мотивация. "Это наша земля"- например потому что все здешние жуткие грешники. Но нечестивцы не позволят себя просто так убить, и продеться пролить много своей крови. Потерять в борьбе близких. Но зато детям и правнукам на этой обетованной земле будет хорошо и вольготно. Притча о том как относиться к трудностям. Ввязываться ли в истории которые будут потом длится тысячелетия. Причаливать ли "к родной гавани"! Выбор евреев. Это не просто злободневные проблемы, чего завтра есть, где спать. Это уже геополитика. Будущая государственная программа. Быть последовательным в своих заветом с богом- строить мировую столицу Иерусалим или тихо- мирно жить в свои провинции.

Цитата голос народный вот- "и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет".

Выпадение из раковины дискурса. " И пали Моисей и Аарон (религиозные лидеры предводители) на лица свои пред всем собранием общества сынов Израилевых."

Евреи по числу колен собрали 12 отрядов спецназа. 11 разведгрупп вернулись с грустными вестями, один из таких отрядов и изображет Беллини. Дурные тревожные вести. Змей Ааронов. 12 отряд принес гигантский виноград. У Беллини столько повсюду малышей, что вспоминается Носов с его коротышками и инвестиционным фондом "Общество гигантских растений"

Ну вот конкретная сложная и пере-путная история из Библии. Оказывается, что не людям решать свою судьбу. В самый напряжённый момент когда разведчиков и религиозных деятелей народ собирается убить. Является Бог "слава Господня явилась [в облаке] в скинии собрания всем сынам Израилевым". Сила угрозами запугивание всё ставит на свои места. Грозно напоминая, что уже много раз еврейский народ пытается "свалить" с указанного ему пути. Вот например. Бог для подтверждения этого посылает змей которую всех кусают и пугают. Поэтому например один из самых ярких христианских символов ветхого завета это змей который распят на деревянном кресте жизни. Это намёк на будущее страдания Христа- знаменитый золотой жезл Аарона. Конечно современные авторы могут говорить что то про змей-искуситель, и про что угодно. Но многочисленные средневековые гравюры говорят об обратном понимании этого символа. Например сюжет когда Евреи поломали своих "золотых Тельцов" и молятся перед змеем распятым на палке. Бог ветхий суров. Любую скорлупу несогласия он сокрушит. Выковарит еретиков.

Драматический момент Библии, когда после долгого и утомительного блуждания по каким-то "закоулкам Вселенной" евреи наконец стоят на пороге нового мира. Земля обетованная. На картине как хитро раковина переходит в непреступную крепость, в холмы! Ловко. Тревожный дар- это всего разведчики которые возвращаются из своей шпионской миссии. "И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые; там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их. И в доказательство показывали пленных и то как все плохо."

Эта аллегория самая травяная земная, самая яркая из серии.

Ну вот здесь только нет стандартных для иконографии "плодов земли", есть какая то морская раковина. " И какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? и каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях?" Разведчики- их изображение можно найти в церковной резьбе в декоре мебели, даже на крошечных талисманах, " когда всё упрощено, не разобрать, непонятно чего они там нашли". Раковина -треугольник или это Виноградная гроздь. И здесь даётся очень странная индивидуальная трактовка этого самого треугольника. Не те Дары, не по божьему, дары не земли, а какого то моря. Ракушка и ещё и с каким-то шпионом внутри. Троянский конь. Как бы не привели парни "хвоста".

Сказал бог."но жив Я, [и всегда живет имя Мое,] и славы Господней полна вся земля все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; [только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а] все, раздражавшие Меня, не увидят ее". Смерч и это раковина ураган. "и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицом к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном". Все еретики выявлены и все аборигены вырезаны.

"И те, которых посылал Моисей для осмотрения земли, и которые, возвратившись, возмутили против него все сие общество, распуская худую молву о земле, 37 сии, распустившие худую молву о земле, умерли, быв поражены пред Господом."

Не просто картинки, а сакральное и даже священное. Кстати завоеватели Сибири тоже "ассоциировали себя". На их знаменах был изображен Иисус Навин.