Найти в Дзене

Жертвы подземелья.Резко выросло число пассажиров, травмированных в метро. Почему?

В 2021 году бригады "скорой помощи" выезжали в метрополитен к пострадавшим 1568 раз. 
По данным столичного департамента здравоохранения, это почти на 600 случаев больше, чем годом ранее. А за первые шесть месяцев этого года их уже 745. Это значит, что тенденции сохраняются.

Это тем более удивительно, что новых опасностей в метро не появилось. Все можно было бы объяснить увеличившимся числом пассажиров. Но их в связи с кризисом как раз стало меньше... В чем же дело? Может, мы сами стали менее внимательными?

Представитель общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Мария Свиридова вызвалась напомнить корреспонденту "РГ", где в подземке пассажиров подстерегают ловушки.

Подземные капканы

Мы встретились перед выходом станции метро "Смоленская". Утро рабочего дня, трудовой люд валит валом. И Мария Свиридова показала мне первую "зону риска".

Двери. Серьезная опасность подстерегает пассажиров уже на самом входе в подземку. На моих глазах из здания станции не выходит, а буквально выпадает молодая девушка - тяжеленная створка двери, стремительно качнувшись от потока вырвавшегося из подземки воздуха, неожиданно ударила пассажирку по ногам. Через минуту эта же дверь сшибает парня. Еще через десять минут - новая жертва.

"Такие случаи не редкость там, где входные двери - тяжеленные и без ручек - не меняли со дня основания станции, - констатирует Свиридова. - А ведь руководство метрополитена обещало: в 2020 году ни одной из них такой не останется!" Увы, на многих станциях в центре города эти "тяжеловесы" продолжают крушить пассажиров. Вперед их надо толкать с большим усилием, зато назад они летят с силой пушечного ядра. Только береги руки и челюсти! Впрочем, когда двери не деревянные, а стеклянные, как, например, на станции "ВДНХ", тоже не стоит терять бдительность. Их так мотает от ветра, что и глазом не моргнешь, как получишь по лбу.

Турникеты. Это еще одна "зона риска". Заспешил или, наоборот, зазевался - "железные челюсти" намнут бока да и мобильный телефон в кармане (как это не раз бывало) может пострадать от удара. То ли дело на "Маяковской" или "Пражской", - говорит Свиридова. - Там высокие стеклянные турникеты, которые преграждают путь для "зайцев", а не наказывают нерасторопного пассажира".

Эскалатор. Движущиеся ребристые ступени особенно опасны для модниц на шпильках. Ловушка между зубьями пластиковой гребенки на ступеньках будто специально рассчитана на изящный каблучок. "Мало кто обращает внимание и на желтые полосы, нанесенные по краям ступенек, - продолжает Свиридова. - Они сигнализируют, что на эти места нельзя наступать. Однако до этого еще как-то можно додуматься, хотя администрации станций следовало бы предупреждать пассажиров об этом по радио. Но почти никто не додумывается, что надо стоять так, чтобы над полосками не нависали края длинного пальто. Иначе зажует. Тогда станешь причиной кучи-малы".

Край платформы. Неловкое движение соседа, головокружение от духоты - и легко угодить под колеса поезда. Тем более если, как на станции "Нагорной", практически не обозначена ограничительная линия. По статистике, ежегодно гибнут и получают травмы от падения на рельсы от 130 до 150 человек. Половина случаев - суициды. Остальные пассажиры пострадали по вине "третьих лиц" или из-за собственной неосторожности. Уберечь от нелепой смерти могли бы перегородки, отделяющие край платформы от подвижного состава. На их установке год назад настаивала Генпрокуратура РФ. Но руководители российских метрополитенов встали стеной - не предусмотрено нормативами.

Двери поезда. В часы пик, когда в метро не протолкнуться, часто возникает такая ситуация - еще не все вошли в вагон, а уже звучит бесстрастное: "Осторожно, двери закрываются!"

"Створки дверей двигаются с чрезмерным усилием и могут причинить серьезные травмы, - поясняет Свиридова. - Они не оснащены устройствами, препятствующими закрытию в том случае, если пассажир еще входит в вагон. А ведь он купил билет и имеет полное право на комфорт".

На своей шкуре

Организация "Общественный контроль", взявшаяся защищать права пассажиров метро, зафиксировала в метрополитене еще ряд нарушений прав потребителей, то есть пассажиров. В том числе это:

мелкий шрифт на табло с названиями станций;

плохое освещение на "Комсомольской";

выщербленный пол на переходе "Парк Культуры";

слишком тихие объявления названий станций в поездах "Русич" (очевидно, полагают, что достаточно бегущей строки, которую на самом деле могут разглядеть, особенно в толкучке, далеко не все пассажиры)...

Метрополитен привычно ссылается на нехватку денег, чтобы устранить недостатки, отравляющие жизнь пассажирам. На самом деле многое можно исправить, не затрачивая больших средств. Но для этого надо встать на позицию пассажира, может быть, не самого здорового, ловкого и находчивого. Тогда многим пользователям метро удастся спасти здоровье или даже жизнь. Решение найдется само...
В 2021 году бригады "скорой помощи" выезжали в метрополитен к пострадавшим 1568 раз. По данным столичного департамента здравоохранения, это почти на 600 случаев больше, чем годом ранее. А за первые шесть месяцев этого года их уже 745. Это значит, что тенденции сохраняются. Это тем более удивительно, что новых опасностей в метро не появилось. Все можно было бы объяснить увеличившимся числом пассажиров. Но их в связи с кризисом как раз стало меньше... В чем же дело? Может, мы сами стали менее внимательными? Представитель общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Мария Свиридова вызвалась напомнить корреспонденту "РГ", где в подземке пассажиров подстерегают ловушки. Подземные капканы Мы встретились перед выходом станции метро "Смоленская". Утро рабочего дня, трудовой люд валит валом. И Мария Свиридова показала мне первую "зону риска". Двери. Серьезная опасность подстерегает пассажиров уже на самом входе в подземку. На моих глазах из здания станции не выходит, а буквально выпадает молодая девушка - тяжеленная створка двери, стремительно качнувшись от потока вырвавшегося из подземки воздуха, неожиданно ударила пассажирку по ногам. Через минуту эта же дверь сшибает парня. Еще через десять минут - новая жертва. "Такие случаи не редкость там, где входные двери - тяжеленные и без ручек - не меняли со дня основания станции, - констатирует Свиридова. - А ведь руководство метрополитена обещало: в 2020 году ни одной из них такой не останется!" Увы, на многих станциях в центре города эти "тяжеловесы" продолжают крушить пассажиров. Вперед их надо толкать с большим усилием, зато назад они летят с силой пушечного ядра. Только береги руки и челюсти! Впрочем, когда двери не деревянные, а стеклянные, как, например, на станции "ВДНХ", тоже не стоит терять бдительность. Их так мотает от ветра, что и глазом не моргнешь, как получишь по лбу. Турникеты. Это еще одна "зона риска". Заспешил или, наоборот, зазевался - "железные челюсти" намнут бока да и мобильный телефон в кармане (как это не раз бывало) может пострадать от удара. То ли дело на "Маяковской" или "Пражской", - говорит Свиридова. - Там высокие стеклянные турникеты, которые преграждают путь для "зайцев", а не наказывают нерасторопного пассажира". Эскалатор. Движущиеся ребристые ступени особенно опасны для модниц на шпильках. Ловушка между зубьями пластиковой гребенки на ступеньках будто специально рассчитана на изящный каблучок. "Мало кто обращает внимание и на желтые полосы, нанесенные по краям ступенек, - продолжает Свиридова. - Они сигнализируют, что на эти места нельзя наступать. Однако до этого еще как-то можно додуматься, хотя администрации станций следовало бы предупреждать пассажиров об этом по радио. Но почти никто не додумывается, что надо стоять так, чтобы над полосками не нависали края длинного пальто. Иначе зажует. Тогда станешь причиной кучи-малы". Край платформы. Неловкое движение соседа, головокружение от духоты - и легко угодить под колеса поезда. Тем более если, как на станции "Нагорной", практически не обозначена ограничительная линия. По статистике, ежегодно гибнут и получают травмы от падения на рельсы от 130 до 150 человек. Половина случаев - суициды. Остальные пассажиры пострадали по вине "третьих лиц" или из-за собственной неосторожности. Уберечь от нелепой смерти могли бы перегородки, отделяющие край платформы от подвижного состава. На их установке год назад настаивала Генпрокуратура РФ. Но руководители российских метрополитенов встали стеной - не предусмотрено нормативами. Двери поезда. В часы пик, когда в метро не протолкнуться, часто возникает такая ситуация - еще не все вошли в вагон, а уже звучит бесстрастное: "Осторожно, двери закрываются!" "Створки дверей двигаются с чрезмерным усилием и могут причинить серьезные травмы, - поясняет Свиридова. - Они не оснащены устройствами, препятствующими закрытию в том случае, если пассажир еще входит в вагон. А ведь он купил билет и имеет полное право на комфорт". На своей шкуре Организация "Общественный контроль", взявшаяся защищать права пассажиров метро, зафиксировала в метрополитене еще ряд нарушений прав потребителей, то есть пассажиров. В том числе это: мелкий шрифт на табло с названиями станций; плохое освещение на "Комсомольской"; выщербленный пол на переходе "Парк Культуры"; слишком тихие объявления названий станций в поездах "Русич" (очевидно, полагают, что достаточно бегущей строки, которую на самом деле могут разглядеть, особенно в толкучке, далеко не все пассажиры)... Метрополитен привычно ссылается на нехватку денег, чтобы устранить недостатки, отравляющие жизнь пассажирам. На самом деле многое можно исправить, не затрачивая больших средств. Но для этого надо встать на позицию пассажира, может быть, не самого здорового, ловкого и находчивого. Тогда многим пользователям метро удастся спасти здоровье или даже жизнь. Решение найдется само...