Недавно я побывала в усадьбе Хмелита. Еще при царице Софье Алексеевне Семен Федорович Грибоедов был стрелецким полковником. Он получил усадьбу в награду за службу. Находится усадьба в Смоленской области, недалеко от города Вязьма. Александр Сергеевич Грибоедов – драматург и посол России в Персии его потомок.
Саша родился 4 января 1795 года в Москве. Его отец Сергей Иванович был в отставке, когда родился Александр. Секунд-майор был не очень-то состоятельным человеком. Его мама Анастасия Федоровна тоже Грибоедова, но из смоленской ветки рода. Она была богаче и знатнее своего мужа. Кроме Александра в семье было еще двое детей – Мария, впоследствии Дурново и брат Павел, умерший младенцем. Александр с детства был очень способным мальчиком. В 6 лет он владел уже тремя языками – английским, французским и немецким. В юности добавились еще – итальянский, латынь и древнегреческий языки. До 10 лет Саша обучался дома. Его учитель – И.Б.Петрозилиус – очень хвалил мальчика и многому его научил. В 1803 году Александра отдали в Московский университетский благородный пансион. После его окончания 30 января 1806 года Грибоедов стал студентом Московского университета факультета словесности. Строптивый и непокорный Александр не любил учиться, и родителям пришлось приставить к нему гувернера, который сопровождал его на занятия. В результате полутора лет усилий Грибоедов выдержал экзамен на ученую степень кандидата словесности – ему было тогда всего 13 лет.
Кроме основной учебы Грибоедов дополнительно занимался, вместе со своими друзьями – братьями Чаадаевыми, Якушкиным и Щербатовым, у профессора И.Т.Буле. Русская литература, история стали для Грибоедова предметами особенного изучения. Грибоедов в качестве своекоштного студента обучался на юридическом отделении философского факультета – он изучал юриспруденцию, где получил степень кандидата прав. Он изучил латынь.
В 1812 году Грибоедов вступает в Московский гусарский полк под руководством графа Петра Ивановича Салтыкова. Однако прослужил Грибоедов всего 4 месяца и в сентябре 1812 года заболел и вынужден был остаться во Владимире. До 1815 года Грибоедов служил в чине корнета под командованием А.С.Кологривова.
В июле 1817 года Грибоедов поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел в чине губернского секретаря, впоследствии, переводчика.
24 ноября 1817 года, на Волковом поле в Санкт-Петербурге, стреляются Завадский и Шереметев, и их секунданты Грибоедов и Якубович.
Причина дуэли, вообще-то банальна. В 1817 году Грибоедов жил у Завадского. Грибоедов был дружен с известной танцовщицей Петербургского балета Авдотьей Истоминой. После представления он привез ее в дом Завадского. Она провела в гостях два дня. Кавалергард Шереметьев был любовником Истоминой. Он находился в отъезде. Вернувшись, подстрекаемый корнетом Якубовичем, вызвал Завадского на дуэль. Последствия дуэли плачевные и непоправимые. Завадский, прекрасный стрелок, смертельно ранил Шереметева в живот. Секунданты отложили свою дуэль и отвезли Шереметева в город. Спасти Шереметева не удалось. Он потомок знатного и богатого рода, единственный сын умирает. Все оставшиеся участники дуэли были наказаны императором.
После дуэли мест для службы у Грибоедова осталось немного. Либо США, либо Персия. В 1818 году Грибоедов получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах Персии Симоне Мазаревиче. С этого начался обратный отсчет жизни Александра Сергеевича Грибоедова.
Поединок Грибоедова и Якубовича произошел в 1818 году в Тифлисе. Якубович был переведен туда по службе (в наказание за дуэль), а Грибоедов оказался проездом, направляясь с дипломатической миссией русского посольства в Тегеран. Грибоедов был ранен в руку. И шрам остался на руке навсегда.
К месту службы Грибоедов ехал через Тебриз (январь-март). В августе он вернулся в город, чтобы начать хлопоты за участь наших военнопленных. Солдат удалось освободить.
В январе 1820 года Грибоедов снова отправился в Персию. Состояние здоровья и перелом руки очень тяготило Грибоедова. Он просил о переводе в Грузия. И в 1821году был туда переведен. Здесь он подружился с Кюхельбекером. И именно здесь он начал свою работу над своим эпохальным произведением - Горем от ума.
В 1822 году – секретарь по дипломатической части при чрезвычайном и полномочным послом России в Персии А.П.Ермолове. В это время Грибоедов жил в Тифлисе. Здесь в усадьбе Цинандали 4 ноября 1812 года родилась Нина Александровна Чавчавадзе. Грибоедов был дружен с родителями Нины и часто бывал в их доме. Он давал уроки музыки Нине.
В 1823 Грибоедов покинул службу. Он провел 2.5 года в Москве и в селе Дмитровское, Тульской губернии. В конце мая 1825 года Грибоедову пришлось вернуться на службу и уехать на Кавказ. Он выучил арабский, турецкий, грузинский и персидский языки.
В декабре 1826 года Грибоедов был арестован, по подозрению в причастности декабристам. Под следствием он находился до 2 июня 1826 года. Доказательств найти не удалось, сам Грибоедов отрицал свою причастность. По Величайшему повелению его освободили с очистительным аттестатом, присвоением следующего чина и выплаты годового жалования не в зачет. Однако, в течении года, за Грибоедовым был установлен негласный надзор.
В сентябре 1826 года, во время Русско-персидской войны активно участвовал в переговорах и разработках условий выгодного для России Туркманчайского трактата. И.А.Паскевич, командующий русскими войсками, в докладе Николаю I, высоко оценил роль Грибоедова в получении Россией контрибуции в 20 млн. рублей серебром. Грибоедов доставил в Петербург пакт о заключении мира и был назначен послом в Иран. По пути на место службы Грибоедов заехал Тифлис. Здесь Грибоедов провел несколько месяцев. Когда он вновь встретился с Ниной Чавчавадзе, был поражен ее красотой и умом. Он влюбился и признался в любви Нине, и та ответила взаимностью. Родители Нины дали свое согласие на брак и 22 августа 1828 года влюбленные поженились.
Венчание произошло в Тифлисе, в соборе Сиони. Грибоедову было 33 года, Нине – 15. Говорят, что во время венчания Грибоедов уронил кольцо. Это всегда считалось плохой приметой.
Вскоре, по делам службы, Грибоедов вынужден был отправиться в Тегеран. До Тебриза его сопровождала жена. Но Нина была беременна и часто болела. Не желая подвергать опасности ее и будущего ребенка, Грибоедов оставил жену в Тебризе, а сам отправился в Тегеран. Уже из Тегерана Александр просил жену вернуться в Тифлис к родителям, поскольку дела в Тегеране требовали его присутствия. Отец Нины, человек влиятельный и состоятельный, помог ей вернуться в Тифлис.
По прибытия в Тегеран посол обязан представиться при дворе. В посольство обратилась группа армянских беженцев с просьбой о помощи. Они просили помочь им вернуться на родину, поскольку Армения вошла в состав России. Грибоедов согласился помочь им. Исламским фанатикам это не понравилось, и началась антирусская пропаганда. 30 января 1829 года начались религиозные беспорядки. Зачинщиком был моджахед Месих и около 100 тысяч человек толпы. Грибоедов прекрасно понимал какой опасности подвергает себя и миссию. 29 января он подал шаху ноту протеста. Грибоедов сообщал шаху об угрозах. Он вынужден быд просить свое правительство об отзыве миссии из Персии.
30 января толпа ворвалась в помещении миссии. Конвой из 35 казаков героически защищался, но силы были не равны. Все члены посольства проявили мужество, но один за одним - погибли все. Грибоедова растерзали и его узнали только по мундиру и ранению, которое он получил во время дуэли с Якубовичем. Погибли и укрывшиеся в посольстве армянские беженцы. В живых остался только Иван Сергеевич Мальцев, которому удалось спрятаться.
В России узнали о разгроме русской миссии в Персии. И Нина узнала об убийстве ее мужа. О страшной смерти, о толпе фанатиков, которая растерзала Грибоедова и еще 38 человек миссии. От нее пытались скрыть эту трагическую весть, но им не удалось. Когда Нина узнала о смерти мужа, у нее начались преждевременные роды. Дочь Нины и Александра прожила всего один день.
Тело Грибоедова было перевезено в Российскую империю и захоронено в Тифлисе. Тела казаков, погибших при защите миссии, похоронили во дворе армянской церкви в Тегеране. Моджахеды рьяно искали тела убитых ими героев. Однако прихожане армянской церкви сохранили могилу. Над братской могилой посадили виноградную лозу.
Чтобы Россия приняла извинения шах прислал в Санкт-Петербург своего внука Хорзев – мирзу. В его задачу входило добиться принятия извинений и смягчения бремени контрибуции. В числе богатых даров Николай Iполучил алмаз Шах. В конечном итоге извинения были приняты.
Нина до конца своих дней так и не вышла замуж. Она оплакивала смерть мужа. Нину называли черной розой Тифлиса. Она умерла в 1857 году, во время эпидемии холеры.
Вот так трагически закончилась жизнь Александра Сергеевича Грибоедова и его жены Нины. Прямых потомков его нет. В нашей памяти он останется веселым и задиристым, еще молодым, человеком. Единственное произведение оставшееся нам в наследство – Горе от ума.